Ахунд (вар. ахун, ахон, от перс. хванд — «учитель», «наставник») — почётный титул толкователей шари‘ата, значение которого не раз менялось в зависимости от региона и эпохи.
Ваисов (Вайс-заде, Вайси), Баха’ ад-дин ал-Булгари (вероятно, 1810–1893) — татарский суфий, проповедник и поэт, основатель Ваисовского движения в Казани. Родился в селении Молвино (ныне — Зеленодольский район Республики Татарстан), о родителях ничего не известно. Сам себя он называл «заместителем» (халифа) накшбандийско-муджаддидийского шайха Джа‘фара ал-Кулатки (ум. в 1862–63 г.).
Восточная Европа. В Европе от Урала до Карпат основной ареал распространения ислама охватывал Северный Кавказ, Поволжье и Приуралье, Крым и Северное Причерноморье, включая степную зону. Были периоды, когда подавляющее большинство населения этого ареала составляли мусульмане. И поныне значительную его часть занимает компактно проживающее мусульманское население.
Маулид ан-Наби (араб. «Рождение Пророка») — праздник в честь дня рождения пророка Мухаммада, отмечаемый 12 раби‘ ал-аввала по мусульманскому лунному календарю.
Музыка вэ ислам («Музыка и ислам») — первая в российском мусульманском мире специальная книга на тему отношения к музыке в исламе (на татарском языке). Автор — Хади Кильдебаки/Кильдибеков (1881–1949) — автор публикаций по философии, религии и мусульманскому образованию, литератор и переводчик.
Намаз (перс., синоним араб. ас-салат) — нормативная молитва, одно из пяти обязательных предписаний ислама. Это обозначение нормативной молитвы получило распространение среди мусульман Средней Азии, Поволжья, Азербайджана.
Таварих-и Булгарийа («История Булгара», здесь: Булгар — Волго-Уральский регион) — тюркоязычная хроника, составленная в начале XIX в. в Волго-Уральском регионе и посвящённая в основном событиям исламской «священной истории» Поволжья.
Шамаил — станковые по форме панно интерьерного назначения, выполненные на основе арабской каллиграфии, в основном религиозного содержания, широко распространившиеся среди мусульман Среднего Поволжья на рубеже ХIХ–ХХ вв. Ш. делились на два основных вида: 1) выполненные на стекле масляными красками и подсвеченные фольгой, 2) выполненные на бумаге печатным либо ручным способом.