А̄ДАМ (библ. Адам) — имя первого человека, сотворенного Аллахом, согласно Корану, из праха и «звучащей глины» в качестве своего «заместителя» (халифа) на земле. Адама называют также Абу-л-башар («отец человечества»).
АЙЙӮБ — коранический персонаж, один из праведных «слуг Аллаха», пророк, соответствующий библейскому Иову, чью историю Коран упоминает в назидание неверующим среди примеров того, что Аллах в конце концов помогает тем, кто на него полагается и предан ему.
ал-ИНСА̄Н ал-КА̄МИЛ — «совершенный человек». Понятие, связанное с этим термином, восходит к древнейшим религиозно-философским системам Средиземноморья и Ближнего Востока.
ал-ИСРА̄’ ва-л-МИ‘РА̄ДЖ («ночное путешествие и вознесение») — ночное путешествие Мухаммада в Иерусалим и его вознесение на небеса, один из основных сюжетов мусульманского религиозного предания.
ал-КА‘БА (Кааба; «куб») — главное святилище ислама, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы (кибла). Ежегодное паломничество к ней — один из главных элементов исламского ритуала (хаджж, ‘умра). Считается земным воплощением ал-К., находящейся на небесах.
ал-МА̄ЛИКӢЙА — маликиты, последователи мазхаба, названного по имени его основателя Малика б. Анаса (713—795). Маликизм возник в Медине, быстро распространился в Аравии, затем в Египте, Северной Африке и Андалусии. По маликитскому мазхабу, главным источником права являются Коран и сунна, которая рассматривается как продолжение Корана.
ал-МАДЖӮС (авест. maguš, греч. μαγος, сир. magūšā—«маг») в мусульманской традиции— собирательное название приверженцев зороастризма, древней религии, основанной Заратуштрой (др.-греч. Зороастр, ср.-перс., н.-перс., араб. Зардушт) на рубеже II—I тысячелетий до н. э.
ал-МАНС̣ӮРӢЙА— мансуриты, община «крайних» шиитов, последователи Абу Мансура ал-‘Иджли. Проповедуя, что Аллах не прекращает посылать на землю своих «вестников», Абу Мансур объявил себя «клочком неба» (кисф, отсюда другое название М.— кисфиты), упавшим на землю. Под небом он подразумевал род Мухаммада — хашимитов, а под, землей — шиитов. Он утверждал, что
ал-МАСДЖИД ал-АК̣С̣А̄ («отдаленнейшая мечеть») — мечеть в южной части ал-Харам аш-Шариф в Иерусалиме, одна из важнейших святынь ислама, которую обычно отождествляют с «отдаленнейшей мечетью», куда якобы был перенесен Мухаммад во время «ночного путешествия».