ал-МАСӢХ̣ («помазанник») —мессия. В Коране и мусульманских преданиях ал-М.— обозначение ‘Исы (Иисуса), ставится перед его именем или употребляется отдельно. Оно появляется в мединских сурах Корана—в истории благовещения, в цитировании высказываний христиан об обожествлении ‘Исы и в опровержениях этого обожествления
ал-МА‘А̄Д («возвращение») — будущая жизнь, жизнь после конца света (в некоторых аспектах синоним- ал-ахира). Понятие ал-М. включает в себя конец света (ас-са‘а), воскресение умерших (ал-кийама), суд Аллаха над людьми (йаум ад-дин, ас-су’ал), поселение людей в аду (джаханнам) и раю (ал-джанна). Представление об ал-М.— один из главных догматов ислама.
ал-МУГӢРӢЙА — мугириты, община «крайних» шиитов, последователи ал-Мугиры б. Са‘ида ал- ‘Иджли. Доксографы обвиняли ал-Мугиру в антропоморфизме, поскольку он представлял своего бога в облике «человека из света», части тела которого имеют вид букв алфавита, а из сердца истекает мудрость.
ал-‘Илм ал-ладуни — устойчивое понятие божественного знания, разработанное и закрепившееся в исламском мистицизме. При обращении к ал-‘И. ал-л. теоретики и практики суфизма в своих сочинениях практически всегда апеллируют к цитате из Корана (18:64): «...и дали познать ему знанием от Нас».
ас-СУННА («обычай», «пример»; полная форма: суннат расул Аллах — «сунна посланника Аллаха») — сунна, пример жизни Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материала для решения всех проблем жизни человека и общества.
АС̣Х̣А̄Б ар-РАСС («люди ар-Расса», «люди колодца») — некий древний народ, упоминаемый в Коране дважды рядом с ‘адитами и самудянами как пример людей, которых Аллах пытался наставить на путь истинный.
АХЛ ал-БАЙТ (синонимы А̄л ал-байт, А̄л ан-набӣ) — «люди Дома», «семья Пророка». Сунниты толкуют Ахл ал-Байт расширительно, включая в него близких к Мухаммаду людей. Шииты идентифицировали Ахл ал-Байт с ахл ал-киса’ («обладатели священного покрывала»), ограничивая таким образом «семью Пророка» Фатимой, ‘Али, ал-Хасаном, ал-Хусайном и их потомками.
аш-ШАЙБА̄НӢ, Абӯ ‘Абдаллах’ Мухаммад б. ал-Хасан (749—805) --- факих, один из кодификаторов мусульманского права. Родился в Васите (Ирак) в семье маула. С 14 до 18 лет посещал занятия Абу Ханифы, затем некоторое время учился у Абу Йусуфа.
аш-ШӢ‘А («приверженцы», «партия») — шииты, общее название различных группировок и общин, признавших ‘Али б. Аби Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммада. Вскоре после смерти Мухаммада часть его сподвижников (Салман ал-Фариси, Абу Зарр ал-Гифари, ал-Микдад и др.) выступила за преемство ‘Али, за сохранение верховной власти
Батал-хаджжи (1821–1914) — шайх, последователь устаза Кунта-хаджжи, основатель одного из кадиритских вирдов. Родился в ингушском селении Сурхахи/СурхотIе (ныне — Назрановский район Республики Ингушетия), происходил из орстхойского рода Белхороевых. Утверждают, что жена Б.-х. была окружена величайшим уважением, как никакая другая ингушская женщина.