УММА — религиозная община. Значение термина У. складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммада и формирования социального организма, обозначаемого в Коране этим термином.
ФА̄СИК (синоним джа̄’ир) — нечестивец, недостойный человек, пренебрегающий основными обязанностями (фард), скомпрометировавший себя с позиций мусульманской морали, но не отрекшийся от ислама. Ф. является правоспособным только при распоряжении своим собственным имуществом. Он может также вступать в брак и заключать сделки, но его партнеры и клиенты вправе требовать гарантии сверх обычных,
ФА̄ТИХ̣А («Открывающая [книгу]») — название первой суры Корана, текст которой широко употребляется в качестве молитвенного. Имеются и другие названия Ф., например умм ал-китаб (К. 3:7/5)—«мать книги», саб‘ ал-масани (15:87) — «семь повторяемых», ал-хамд — «хвала». Ф. читают при заключении брака, при похоронах, в некоторых других случаях. Во время молитвы Ф.
АЙ’ («возвращение») — все, что мусульмане получают от иноверцев мирным путем: все виды налогов и выморочное имущество. Термин восходит к кораническому выражению «ма афа’а Аллаху ‘ала расулихи минхум» («то, что Аллах возвратил от них Своему посланнику»*, 59:6), которым пояснялось, что добыча, доставшаяся без боя («из-за которой не гнали в бой
ФАКӢР — бедняк; человек, нуждающийся материально или духовно. Противопоставление «бедного» человека—Ф.— «богатому (независимому, ненуждающемуся)» Аллаху встречается в Коране (35:15/16) и стало характерным для мусульманского богословия. С другой стороны, забота о бедняках (фукара’), т. е. социально обделенных, предписывается Кораном, сунной и этиконазидательными сочинениями
ФАРД̣̣ (мн. ч. фурӯд.; «обязательное»; синоним ваджиб)—поступки и нормы поведения, вмененные человеку в обязанность как религиозные заповеди, в первую очередь ритуальные предписания и соблюдение основных норм благочестия.