ал-БАГ̣ДА̄ДӢ, Абӯ Манс̣ӯр ‘Абд ал-К̣а̄хир б. Та̄хир (ум. в 1037 г.) — шафи‘итский факих и теолог-аш‘арит, прославившийся своими доксографическими сочинениями.
ал-БАГДА̄ДӢ, Абу-л-Барака̄т Хибатуллах б. Малка ал-Баладӣ (1077—после 1164) — философ, естествоиспытатель и врач. Работал придворным врачом у багдадских халифов и сельджукских султанов.
ал-БАДА̄’ («появление», «возникновение») — термин шиитской догматики, обозначающий изменение божественного мнения, решения, вызванное появлением новых обстоятельств.
ал-БАДАВӢ, Абӯ Фитйа̄н (или Абу ‘Абба̄с) Ах̣мад Сӣдӣ аш-Шарӣф (1199—1276) — арабский суфий, культ которого широко распространен в Египте вплоть до наших дней, основатель-эпоним братства бадавийа (или ахмадийа).
ал-ДЖАННА («сад») —самое распространенное название рая в исламе. В Коране и мусульманской эсхатологии—название места, где праведники обретут вечное блаженство.
ал-ИМА̄МӢЙА — имамиты, одна из основных ветвей шиитского ислама, «умеренные» шииты, признающие двенадцать имамов (отсюда их другое название — ал-исна‘ашарийа) из рода ‘Али б. Аби Талиба.
ал-ИНСА̄Н ал-КА̄МИЛ — «совершенный человек». Понятие, связанное с этим термином, восходит к древнейшим религиозно-философским системам Средиземноморья и Ближнего Востока.
ал-ИСМА̄‘ӢЛӢЙА (или ал-исма̄‘ӣ̄лӣйӯн) — исма‘илиты, последователи одной из основных ветвей шиитского ислама, сыгравшие значительную роль в истории мусульманского Востока. В разные времена и в разных странах И. были, известны под разными прозвищами: ал-батинийа, ас-саб‘ийа, ал-карамита (карматы), ат-та‘лимийа, ал-мулхида и т. д.
ал-ИСРА̄’ ва-л-МИ‘РА̄ДЖ («ночное путешествие и вознесение») — ночное путешествие Мухаммада в Иерусалим и его вознесение на небеса, один из основных сюжетов мусульманского религиозного предания.