ат-Тасарруф — один из важных терминов исламского мистицизма, означающий духовный захват мистика божественным. Общие высказывания относительно этого термина встречаются уже в сочинениях ал-Кушайри (986-1072) и ал-Газали (1058-1111), которые понимали под ат-Т. охваченность божественным всего мирского, воспринимаемую мистиком через духовное сердце.
V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев
Накшбанд, Баха’ ад-дин (1318–1389) — крупнейший представитель среднеазиатского суфизма XIV в. От его ремесла (накшбанд — мастер по шитью золотом) происходит название братства накшбандийа, вместе с тем традиция братства не считает его основателем: он — пятый в цепи руководителей. Духовным основателем накшбандийа считается хваджа Йусуф ал-Хамадани (ум. в 1140 г.).
Накшбандийа — суфийское братство, получившее это название по имени Баха’ ад-дина Накшбанда (1318–1389). Одно из 12 материнских братств, строго суннитское по воззрениям, возводит свою силсилу, с одной стороны, к Абу Бакру (духовная связь с Пророком), а с другой — к ‘Али б. Аби Талибу (физическая свзяь).
Таджвид – название отрасли знания в комплексе коранистики и арабистики, с самого начала сопутствовавшей исследованиям в области фонетики арабского языка.
Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это слово указывает на одну из самых широких областей исламоведения, предметом которой является толкование Священного Корана. Введение Теоретические положения История мусульманской экзегетики в начальный период История
II и III столетия хиджры (VIII–IX вв. н. э.) в истории мусульманской науки и религиозных школ и течений были периодом составления сочинений и формирования направлений. В течение этих двух веков, с одной стороны, появились и установились основные существующие до сих пор или существовавшие довольно долгое время богословские и юридические школы,