Восточная Европа. В Европе от Урала до Карпат основной ареал распространения ислама охватывал Северный Кавказ, Поволжье и Приуралье, Крым и Северное Причерноморье, включая степную зону. Были периоды, когда подавляющее большинство населения этого ареала составляли мусульмане. И поныне значительную его часть занимает компактно проживающее мусульманское население.
Гази-Мухаммад (искаж. рус. Гази-Магомед, Кази-Магома, Кази-Мулла) б. Мухаммад б. Исма‘ил ал-Гимрави (Гимринский) ал-Авари (Аварский) ад-Дагистани (1794 или 1795–1832) — первый имам Дагестана и Чечни, возглавивший освободительное движение горцев против русского завоевания под лозунгами распространения шари‘ата и джихада (отсюда его лакаб гази — «воитель за веру»).
Гёзли-ата — святилище, расположенное в степной зоне Забалханья, в 150 км северо-восточнее Красноводска (ныне Туркменбаши). Это место захоронения суфия XIV в. Хасан-ата, более известного в Туркменистане под почетным прозвищем Г.-а. («отец-прозорливец/провидец»), которое он получил, согласно преданиям, за необычную способность предвидеть события.
Гюлшани (ал-Гулшани), Ибрахим б. Мухаммад (ум. в 1534 г.) — азербайджанский суфий, известный представитель восточно-тюркского суфизма, основатель-эпоним суфийского братства гюлшанийа (гулшанийа), последователь второго пира (пир-и сани) братства халватийа ас-саййида Иахйи аш-Ширвани аш-Шамахи ал-Бакуви ал-Хашвати (ум. в 1464 г.), мавзолей которого находится в комплексе дворца ширван-шахов в Баку (Республика Азербайджан).
Гюлшанийа (гулшанийа) — суфийское братство, основанное Ибрахимом б. Мухаммадом Гюлшани (ал-Гулшани) в Азербайджане во второй половине XV в. в правление династии Ак-Коюнлу и распространившееся впоследствии во всех уголках Османской империи (особенно в Египте).
ДА̄Р ал-ФАНА̄’ — тленный, преходящий, земной мир. Термин дар ал-фана’ использовался суфийскими авторами как противопоставление дар ал-бака’— миру вечному, потустороннему (часто понимаемому в обиходе как будущая, вечная жизнь; в технической лексике суфиев дар ал-бака’—это такое состояние суфия, когда он, растворившись в боге — фана’,— получал толику божественной мудрости и благодати
ДАРВӢШ (перс.-тур. дервиш; «нищий», «бедняк»; араб. синоним факир) — общий термин для обозначения члена мистического братства (тарика), синоним термина суфий.
Джами, Нур ад-дин ‘Абд ар-Рахман б. Низам ад-дин Ахмад б. Шаме ад-дин Мухаммад (1414–1492) — суфийский шайх, поэт-мистик, автор более 45 произведений, основная часть которых написана на персидском языке и популярна по сей день. Часть специалистов считают Дж. последним классиком средневековой персидской литературы. Весьма ощутимо влияние его творчества на сочинения
Дудаланы (Дудов), Айсандыр (известен как шайх ‘ Абдулл ах/‘Абд Аллах Бухарачи, ‘Абдул-Кады /‘Абд ал-Кади, Халал, Карт-бабá и т.д., ок. 1620— ок. 1735)— выдающийся карачаевский религиозный и общественный деятель, поэт, один из первых проповедников ислама в Карачае и Балкарии. Родился в ауле Хурзук Большого Карачая в семье карачаевских князей Дудовых. Был
Дукчи-ишан— прозвище одного из суфийских авторитетов Ферганской долины конца XIX в. Мухаммад-‘Али (Мадали) б. Мухаммад-Сабира. Известен как предводитель Андижанского восстания 1898 г. Родился приблизительно в 1850-51 г. в селении Шахидан (под Маргиланом) в семье потомственного изготовителя веретен (дукчи, ийикчи), откуда и произошло его прозвище. В юношестве он сопровождал отца, выезжавшего