ЗУХД (от захада — «воздерживаться», «отказываться») — «воздержание», «отречение», одно из основных этических понятий ислама и технический термин суфизма, означающий необходимый этап мистического пути; часто переводится как аскетизм, а обладающий этим качеством — захид (мн. ч. зуххад, захидун) (К. 12:20) — как аскет.
ИБН ал-ФА̄РИД, Шараф ад-дӣн ‘Умар б. ‘Али Абӯ Х̣афс̣ (или Абӯ-л-К̣а̄сим) ал-Мис̣рӣ ас-Са‘дӣ (1181 —1235) — крупнейший арабский поэт-мистик, сын исполнявшего обязанности ходатая по делам о разделе имущества (фарид).
ИБН ‘АРАБӢ (также Ибн ал-‘Арабӣ), Мух̣йӣ ад-дӣн Абӯ ‘Абдаллāх Мух̣аммад б. ‘Алӣ ал-Х̣āтимӣ ат̣-Т̣ā’ӣ (1165—1240) — крупнейший мусульманский философ-мистик, создатель учения о «единстве и единственности бытия» (вахдат ал-вуджуд).
Это единственный в Узбекистане музей, посвященный истории суфизма и суфийской культуры. Хронология экспозиции музея охватывает период от VII до начала XXI в. В центре экспозиции, в стеклянной купольной витрине размещен объемистый рукописный экземпляр Корана, вокруг него — собрания мусульманских преданий (хадисов).
Исхак-баб — известный в районах гор Каратау (Южный Казахстан) «святой», считающийся основателем рода хваджей Ак-корган. Согласно местной сакральной истории, И.-б. — потомок имама Мухаммада б. ал-Ханафии (ум. в 700 г.) в пятом колене, прибывший во главе 50-тысячного войска из Сирии в Туркистан для распространения ислама.
Исхидж-баб — «святой», культ которого связан с местностью Рибат Исхич в верховьях р. Чаткал в горах Тянь-Шаня (Янги-Базарский район Республики Кыргызстан). Согласно одним преданиям, здесь молился Богу или даже был похоронен пророк (пай-гамбар) Идрис, которого местная мифология называет основателем г. Сайрам (один из важных религиозных центров региона) и его покровителем.
ИТТИХ̣А̄Д — «соединение», «слияние». В мусульманском богословии термин И. наряду с хулул употреблялся в двух значениях: а) соединение божественной и человеческой природы (иттихад ал-лахут би-н-насут), в этом значении он ассоциировался с христианскими доктринами «воплощения»; б) соединение души или сердца мистика с божеством в момент мистического экстаза (ваджд).