Ишкиль — право истца захватить движимое имущество (мулк) односельчан обидчика либо удерживать в заложниках их самих, пока ответчик не вернёт просроченный долг или не удовлетворит истца исполнением иного рода обязательств.
К̣А̄Д̣Ӣ (кадий, казий; «назначающий», «приговаривающий») — общепринятое название мусульманского судьи-чиновника, назначаемого правителем и отправляющего правосудие на основе шари‘ата. В обязанности К. входит ведение всех гражданских и уголовных дел в своем городе или области, наблюдение за общественной нравственностью, назначение в случае необходимости опеки над людьми и имуществом, надзор за имуществом вакфов,
К̣ИС̣А̄С̣ («воздаяние равным») — отмщение, разряд наказаний за убийство, ранение и другие телесные повреждения. К. восходит к древним нормам талиона, несколько измененным и смягченным исламом.
КАБӢРА (мн. ч. каба̄’ир) — великий, тяжкий грех. Мнения факихов и богословов расходились в отношении определения К., равно как и совершившего его человека (сахиб ал-К.). Обычно к К. относили убийство, прелюбодеяние, пьянство и т. д. Самым тяжким, абсолютным грехом (ал-К. ал-мутлака) считали куфр («неверие»).
КАЛА̄М — термин, которым в средневековой мусульманской литературе в широком смысле обозначали всякое рассуждение на религиозно-философскую тему (включая рассуждения христианских и иудейских теологов), а в специальном значении — спекулятивную дисциплину (‘илм ал-калам), дающую догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам (таклид).
МА̄Л (мн. ч. амвāл)— собственность, имущество (у оседлых арабов — «деньги», «достояние», у бедуинов — «верблюды», «скот»). По объяснениям средневековых авторов, М. делится на четыре категории: «немой» (драгоценные металлы и деньги), «говорящий» (рабы и скот), товары и недвижимость.
МА̄ЛИК б. АНАС ал-Ас̣бах̣и (713—795) — факих, мухаддис, основатель и эпоним маликитского мазхаба. М. составил свод ал-Муватта’, включающий хадисы, высказывания и решения сподвижников Мухаммада, сгруппированные по определенным правовым темам.
МАДРАСА (медресе) — место, где учатся; учебное заведение второй ступени после начальной. Самые ранние известия о М. в странах распространения ислама относятся к X в., территориально — к Хорасану и Мавераннахру. Начиная с XI в. М. стала ведущим типом учебного заведения; до этого времени обучение было слабо организованным и происходило
МАЗ̣А̄ЛИМ (сокр. от х̣укм ал-маз̣āлим, или наз̣ар ал-маз̣āлим — рассмотрение незаконных действий) — рассмотрение жалоб на несправедливость, производимое главой государства или его уполномоченным, апелляционный суд. Порядок М. в исламе восходит к доисламским обычаям межплеменных и внутриплеменных разборов жалоб на несправедливый суд.
МАЗ̱ХАБ (мн. ч. маз̱āхиб; «путь») —технический термин, широко используемый во всех областях ислама -—в богословии, фикхе, хадисах, философии, суфизме. В полемической и богословской литературе, в доксографии и суфизме М. употребляется в значении учение (как синоним макала), доктрина, толк, школа (богословская, философская, школа мухаддисов), способ прохождения мистического пути (у суфиев). В