ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ, а также в религиозно-правовой мысли (фик̣х) понимается на основе соотнесения получаемого или оцениваемого знания с троичной градацией степеней его достоверности: «уверенность» (йак̣ӣн), «мнение» (з̣анн), «сомнение» (шакк). В качестве доказательства в философии рассматриваются способы получения «уверенного» знания, в фикхе – то, что дает «уверенное» знание и «мнение».
ЕДИНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ выражалось рядом близких терминов: «вах̣да», «’ах̣адиййа» (реже «ва̄х̣идиййа») с соответствующими «ва̄х̣ид», «’ах̣ад» для «единый»; первое передает единство как немножественность, второе – как единственность. Их соотношение емко выразил ал-Фа̄ра̄бӣ, указавший, что ’ах̣ад происходит от вах̣ӣд (единственный), не входит в ряд чисел и обозначает то, что не имеет
Благодаря слитости процессуального и субстанциального аспектов в категории масдара (отглагольного существительного) арабское языковое мышление имеет тенденцию рассматривать процесс и результат как нечто единое, поэтому категория «знание» зачастую исследуется неотрывно от категории «познание». Другая особенность понимания знания и познания состоит в тесной связи с теорией указания на смысл: знание рассматривается как
ИБН ‘АРАБӢ (также Ибн ал-‘Арабӣ), Мух̣йӣ ад-дӣн Абӯ ‘Абдаллāх Мух̣аммад б. ‘Алӣ ал-Х̣āтимӣ ат̣-Т̣ā’ӣ (1165—1240) — крупнейший мусульманский философ-мистик, создатель учения о «единстве и единственности бытия» (вахдат ал-вуджуд).
ИСТИНА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ понимается в наиболее общем плане как, во-первых, правильность соотношения между «явным» (з̣а̄хир) и «скрытым» (ба̄т̣ин), когда эти две стороны соответствуют друг другу, а во-вторых, как связанная с этим «утвержденность» (с̱аба̄т) и «необходимость» (вуджӯб) вещи.
ИТТИХ̣А̄Д — «соединение», «слияние». В мусульманском богословии термин И. наряду с хулул употреблялся в двух значениях: а) соединение божественной и человеческой природы (иттихад ал-лахут би-н-насут), в этом значении он ассоциировался с христианскими доктринами «воплощения»; б) соединение души или сердца мистика с божеством в момент мистического экстаза (ваджд).
ИХ̮ВА̄Н ас̣-С̣АФА̄’ (Их̮ва̄н ас̣-с̣афа̄’ ва-х̣улла̄н ал-вафа̄’; «Чистые братья и верные друзья», «Братья чистоты и друзья верности») — действовавшее на Ближнем Востоке в X в. близкое к исма‘илизму тайное научно-философское сообщество, от имени которого был написан 51 трактат, образовавший энциклопедию Раса’ил ихван ас-сафа’ ва-хуллан ал-вафа’, а также суммирующий их содержание труд
КАЛА̄М — термин, которым в средневековой мусульманской литературе в широком смысле обозначали всякое рассуждение на религиозно-философскую тему (включая рассуждения христианских и иудейских теологов), а в специальном значении — спекулятивную дисциплину (‘илм ал-калам), дающую догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам (таклид).
КАСБ («приобретение», «присвоение»)—термин, обозначающий религиозно-этическую концепцию, сторонники которой, пытаясь занять компромиссную позицию по отношению к доктринам кадаритов и джабритов, характеризовали человеческие действия как «творимые» богом, но «присваиваемые» человеком.
«КНИГА ЗНАНИЯ» (Даниш-намэ) – сочинение Ибн Сӣны, написанное в 1024–37 на языке фарси. Состоит из 4 разделов: «Логика», «Метафизика», «Физика» и «Математика».