Маулана Шариф — культовый ансамбль, cуфийский и квартальный центр (братство джахрийа) в Бухаре XVII–XVIII вв. Назван по имени его основателя — признанного теоретика суфизма Маулана Мухаммад-Шарифа б. Мухаммада ал-Хусайни ал-‘Алави ал-Бухари, известного под псевдонимом ал-Маулави (1026/1617 — 1109/1697-98).
Махмуд, хваджа хаванд (известный ещё как Махдум-и Нуран) — хваджа Шихаб ад-дин Махмуд б. хваджа Мухаммад-‘Абд Аллах б. хваджа Ахрар (ум. в 1547-48 г.), видный представитель суфийского братства хваджаган/накшбандийа.
Махмуд-ишан — мазар и одноимённое кладбище на западной окраине Ашхабада, в р-не Кёши — так называлось старое текинское село, в ХХ в. слившееся с городом. Место захоронения Махмуд-ишана (туркм. Mahmyt işan, ок. 1790 — 1880?), известного религиозного и военного деятеля.
Машад-ата (от араб. машхад — «Место гибели и захоронения шахида») — известное «святое» место и историко-архитектурный памятник на юго-западе Туркменистана.
МЕШХЕД (араб.-перс. Машхад) — город, административный центр северо-восточной иранской провинции Хорасан, с населением ок. 800 - тыс. чел. (оценка на 1977—1978 гг.). На протяжении всей своей истории имел значение важного политического, культурного, религиозного центра.
Мийан Фадл-и Ахмад б. шайх Нийаз-Ахмад б. Му‘ин ад-дин б. мир Сафар-Ахмад (ок. 1735 — между 1815 и 1817 гг., Пешавар) — один из самых влиятельных суфийских шайхов братства накшбандийа-муджаддидийа в Мавараннахре и Пешаваре на рубеже XVIII–XIX вв.
МУЛЛА̄ (рус. заимствование из татар., восходит через перс, молла к. араб, маула в значении «господин, повелитель, владыка»; в других иранских и тюркских языках слово имеет формы мелла, молло, молдо) — знаток мусульманского ритуала, служитель культа; учитель религиозной школы; грамотный, ученый человек.
МУС̣АЛЛА̄ («место моления»; тадж:.-перс, намазгах, намазгох) — первоначально синоним масджид, затем — место, где проводятся общая молитва в праздники розговенья (‘ид ал-фитр) и жертвоприношения (‘ид ал-адха, курбан-байрам). В арабских странах и Иране после XVI в. традиция моления в М. постепенно угасает, в Средней Азии (Бухара) существовала до начала XX в.
Мусульманский чекан Средней Азии. В первые десятилетия существования Халифата на землях, отвоеванных арабами у Византии, монеты чеканились по византийским образцам, на территории Ирана — по сасанидским; те и другие несли соответствующие изображения и короткие арабские надписи благочестивого характера (басмала, шахада и т.д.).