ал-МАХДӢ («ведомый верным путем», «ведомый по пути Аллаха» — фи сабил Аллах) — махди, провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия. В Коране ал-М. не упоминается, однако идея мессии широко толкуется в хадисах. Первоначально ал-М. отождествляли с Иисусом Христом, который должен возвестить приближение Судного дня. Потом
ал-МУГӢРӢЙА — мугириты, община «крайних» шиитов, последователи ал-Мугиры б. Са‘ида ал- ‘Иджли. Доксографы обвиняли ал-Мугиру в антропоморфизме, поскольку он представлял своего бога в облике «человека из света», части тела которого имеют вид букв алфавита, а из сердца истекает мудрость.
ал-МУТАВА̄ЛӢ (мн. ч. ал-мата̄вила; «последовательные»)— мутавали, название шиитов-имамитов Ливана. Проживают в основном на юге Ливана и в Бекаа; меньше — в Горном Ливане, Бейруте и Северном Ливане.
ал-МУФӢД, аш-Шайх̱ Абӯ ‘Абдалла̄х Мух̣аммад б. Мух̣аммад ал-‘Укбарӣ ал-Х̣а̄рис̱ӣ (948 или 950— 1022) — знаменитый шиитский богослов и факих, теоретик и активный проповедник имамитского толка. Его отец был учителем в Васите, отсюда и первое прозвище Мухаммада — Ибн ал-му‘аллим («сын учителя»). Ал-М.— автор около 200 сочинений (из них 25 сохранилось).
ал-МУХ̣АРРАМ («запретный») — первый месяц мусульманского календаря. До ислама ал-М.— эпитет к названию первого из двух месяцев сафар, начинавших солнечный год и приходившихся на осень; как показывает само название, он принадлежал к числу «священных» месяцев. Возможно, название ал-М. связано с тем, что до ислама в этот месяц совершался хаджж.
ал-МУШАББИХА (или ахл ат-ташбӣх; «уподобляющие», антропоморфисты) — мушаббихиты, общее название последователей различных догматических школ, так или иначе представлявших Аллаха в человекоподобном образе. Для первых поколений мусульман, незнакомых с более сложными религиозно-философскими системами, было привычным представление божества в виде человекоподобного существа. И хотя в Коране нет прямого уподобления Аллаха человеку, но
ал-Х̣УРӮФӢЙА (от х̣урӯф — «буквы») — хуруфиты, шиитская община, основанная суфием Фазлаллахом Астарабади в конце XIV в. Мистическое значение букв (хуруф) — основная отличительная особенность учения X.
ал-Х̱А̄С̣С̣А (мн. ч. ал-х̱ава̄с̣с̣) — религиозно-социальный термин, обозначающий в широком смысле «избранные», знать, элита в противоположность ал-‘А̄ММА (мн. ч. ал-‘ава̄мм) — простонародье, массы, «толпа».