аш-ШӢ‘А («приверженцы», «партия») — шииты, общее название различных группировок и общин, признавших ‘Али б. Аби Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммада. Вскоре после смерти Мухаммада часть его сподвижников (Салман ал-Фариси, Абу Зарр ал-Гифари, ал-Микдад и др.) выступила за преемство ‘Али, за сохранение верховной власти
Баб ал-Кийама (араб., «Ворота Воскресения», известные также под тюркским названием Кийамат-капы и под персидским названием Дар-и Кийамат) — мусульманское культовое место, существовавшее прежде в Дербенте. Находилось возле одной из башен северной городской стены (VI в. н.э.), с наружной стороны, за пределами средневекового шахристана.
БЕКТАШӢЙА — суфийское братство (тарика), сложившееся в Малой Азии в конце XIII — начале XIV в. первоначально среди местного тюркского кочевого и оседлого населения.
БИД‘А — новшество, нововведение. Понятие бид‘а не имело четких границ: по поводу одного и того же действия или суждения представители разных догматических школ могли иметь диаметрально противоположные мнения.
ВАЛӢ (мн. ч. аулӣйа̄’)— «святой». В Коране термин вали по отношению к Аллаху и Пророку означал, по-видимому, «покровитель», к людям — «находящийся под покровительством (Аллаха)».
ГУЛА̄Т (ед. ч. га̄лӣ; «крайние», придерживающиеся «неумеренных» взглядов) — общее название многочисленных группировок и общин, представлявших «крайнее» течение в шиитском исламе.