ал-МУДЖАССИМА («воплотители», «отелесители») — муджассимиты, общее название последователей различных догматических школ, представлявших божество в телесном виде. Название ал-М. часто употреблялось как синоним ал-мушаббиха (мушаббихиты).
ал-МУХ̣А̄СИБӢ, Абӯ ‘Алӣ ал-Х̣а̄рис̱ б. Асад ал-‘Аназӣ (ок. 781—857) — багдадский богослов, один из первых теоретиков суфизма. Родился в Басре. Хадисы и фикх изучал у известного традиционалиста Йазида б. Харуна (ум. в 821 г.) и некоего Абу Исхака ал-Кураши. В молодости ал-М. переехал в Багдад, где продолжил учебу самостоятельно. Ал-М.
ал-МУШАББИХА (или ахл ат-ташбӣх; «уподобляющие», антропоморфисты) — мушаббихиты, общее название последователей различных догматических школ, так или иначе представлявших Аллаха в человекоподобном образе. Для первых поколений мусульман, незнакомых с более сложными религиозно-философскими системами, было привычным представление божества в виде человекоподобного существа. И хотя в Коране нет прямого уподобления Аллаха человеку, но
ал-МУ‘АТ̣Т̣ИЛА («лишающие», «отрицающие») — му‘аттилиты, одно из названий му‘тазилитов, которые в противоположность антропоморфистам (ал-мушаббиха), уподоблявшим бога человеку, отрицали существование «божественных атрибутов».
ал-МУ‘ТАЗИЛА («обособившиеся», «отделившиеся»)— му‘тазилиты, представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII—IX вв. По преданию, М. получили свое наименование в связи с «обособлением» от кружка ал-Хасана ал-Басри (ум. в 728 г.) в Басре его учеников Басила б. ‘Ата’ (ум. в
ал-Х̣УРӮФӢЙА (от х̣урӯф — «буквы») — хуруфиты, шиитская община, основанная суфием Фазлаллахом Астарабади в конце XIV в. Мистическое значение букв (хуруф) — основная отличительная особенность учения X.
ал-Х̱АД̣ИР (ал-Хидр, Хидр, Хизр, Хадрати Хизр, Ходжа Хидр) — персонаж мусульманских преданий, праведник, один из первых людей, человек, которому дарована вечная жизнь, чтобы поддерживать в людях веру в Аллаха. Один из четырех «бессмертных» мусульманской мифологии наряду с ‘Исой, Илйасом и Идрисом. Ал-Х. пользуется огромной популярностью в бытовом исламе, во
ал-‘Илм ал-ладуни — устойчивое понятие божественного знания, разработанное и закрепившееся в исламском мистицизме. При обращении к ал-‘И. ал-л. теоретики и практики суфизма в своих сочинениях практически всегда апеллируют к цитате из Корана (18:64): «...и дали познать ему знанием от Нас».
АЛЛА̄Х (видимо, от ал-илах— «божество») — имя Бога. Аллах в исламе — единый и единственный бог, творец мира и господин Судного дня, пославший к людям Мухаммада в качестве своего посланника.