МУСАЙЛИМА (уничижительное от Macлама) — в мусульманском предании — один из лжепророков, выступивших после смерти Мухаммада в Аравии, подражавших ему и временно отколовших от ислама часть принявших его жителей Аравии. В действительности — одна из самых ярких фигур пророческого движения в Аравии VII в., один из проповедников идей, близких к
МУТ‘А — временный, договорный брак, заключаемый на определенный срок (от одного дня до 99 лет) с оговоренным содержанием жене вместо махра и вознаграждением при расторжении брака. В доисламской Аравии М. был обычным явлением. В правовом отношении жена в браке М. приравнивается к жене, которой выплачивается махр, т. е. ее дети
МУХ̣АММАД (Мухаммед, Магомет), Ах̣мад б. ‘Абд Алла̄х (ок. 570—632) из рода хашим родо-племенной группы курайш — основатель религии ислама и первой общины мусульман. По представлениям мусульман — пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.
МУХА̄ДЖИР («совершивший хиджру») — мусульманин, переселившийся вслед за Мухаммадом в Медину до завоевания им Мекки. Число М. в первые годы — около сотни взрослых мужчин, в сражении при Бадре участвовало ок. 70 чел. Они составили элиту мусульманской общины. В заслугу им ставилось то, что ради веры они порвали узы родства
МУ‘А̄ВИЙА б. Абӣ Суфйа̄н (ок. 605—680) — первый омейядский халиф (661—680). После убийства ‘Усмана (656 г.) М. отказался признать ‘Али халифом, обвинив его в пособничестве убийцам. После убийства ‘Али М. добился отказа сына ‘Али, ал-Хасана, от притязаний на власть за огромную компенсацию и быстро распространил свою власть на весь Халифат.
РАДЖАБ — седьмой месяц мусульманского лунного календаря. В доисламской Аравии—один из четырех священных месяцев (см. К. 9:36), месяц «малого» паломничества (‘умра) в Мекку.
С̣А̄ЛИХ̣ («благочестивый») — коранический персонаж, пророк, посланный Аллахом к народу самуд (также асхаб ал-Хиджр — «обитателям ал-Хиджра», на севере Хиджаза).
Т̣УЛАЙХ̣А (уменьшительное от Т̣алх̣а)—Талха б. Хувайлид, согласно мусульманскому преданию — один из лжепророков, после смерти Мухаммада и в подражание ему объявивших себя пророками и увлекших часть жителей Аравии к временному отпадению от ислама. В исторической действительности — одна из характерных фигур пророческого движения в Аравии VII в., частью которого был