ал-ИНСА̄Н ал-КА̄МИЛ — «совершенный человек». Понятие, связанное с этим термином, восходит к древнейшим религиозно-философским системам Средиземноморья и Ближнего Востока.
ал-МУ‘ТАЗИЛА («обособившиеся», «отделившиеся»)— му‘тазилиты, представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII—IX вв. По преданию, М. получили свое наименование в связи с «обособлением» от кружка ал-Хасана ал-Басри (ум. в 728 г.) в Басре его учеников Басила б. ‘Ата’ (ум. в
Бадахшани, Саййид Сухраб-и Вали (ум. после 856/1452 г.) — наиболее значительный исма‘илитский теолог бадахшанской низаритской общины пост-Аламутского периода. Практически ничего не известно о его биографии, за исключением тех кратких сведений, которые он сообщает в единственном из дошедших до настоящего времени его трудов — Си ва-шиш сахифа («Тридцать шесть посланий»).
К̣АЛБ — сердце. Значение термина К. для мусульманского богословия и в особенности мистицизма определилось частотностью и спецификой его употребления в Коране и хадисах.
МАЛАКӮТ — высшая божественная власть, высший мир идей и решений Аллаха, его божественных тайн (асрар). В Коране термин М., имеющий арамейское происхождение, употребляется в значении высшая власть Аллаха, иерархически противопоставляемая обычной, «земной» власти— мулк (6:75; 7:185/184; 23:88/90; 36:83). С М. обычно связано и представление о джабарут (божественном могуществе), тоже одном
МУЛЛА̄ С̣АДРА̄, С̣адр ад-дӣн Мух̣аммад б. Ибра̄хӣм Шӣра̄зӣ (ок.1572—1640) — иранский богослов, философ и мистик, идеолог шиизма в сефевидском Иране, один из ближайших учеников главы исфаханской школы философов Мир Дамада. Из полемических сочинений М. С. наибольшую известность получили Се асл и Каср ал-аснам ал-джахилийа. Им составлены комментарии к трудам выдающихся
НӮР («свет») — понятие о божественном свете как о проявлении божественной истины и религиозного знания, заимствованное исламом из более древних религий (иудаизм, христианство) и у эллинистических гностиков.
ТАДЖАЛЛӢ (мн. ч. таджаллӣйа̄т) —«богоявление», манифестация божества в мире. В Коране встречается только глагольная форма таджалла («явился») в эпизоде, повествующем о явлении бога горе, в результате чего она «обратилась в прах» (7:143/139).
Х̣А̄Л (мн. ч. ах̣ва̄л; или х̣а̄ла, мн. ч. х̣а̄ла̄т) — состояние вещи, человека, бога и т. д. В суфийской «психологии» X.— состояние, посещающее мистика «на пути» к богу помимо его воли и независимо от степени совершенства, достигнутой им в познании божества (ма‘рифа) и в аскетической практике (му‘амалат).