ал-Усиши, ал-хаджж Дауд б. ‘Али б. Мухаммад (1655 или 1686–1757) — дагестанский учёный-энциклопедист, автор популярных на Северном Кавказе трудов по грамматике арабского языка, логике и шафи‘итскому толку ал-фикха.
ал-Фукка‘и, Йусуф б. Ахмад Абу-л-Касим ад-Дарбанди (ум. в сер. XI в.), — наиболее влиятельный и почитаемый в Баб ал-абвабе (Дербенте) суфийский шайх и аскет (захид), духовный предводитель суфиев, знаток шафи‘итского права, наставник многих дербентских факихов и суфиев. Ал-Ф. — основатель суфийской обители (завийа) на окраине Дербента.
ас-Сугури ‘Абд ар-Рахман б. Ахмад (1792-93–1882) — мусульманский учёный и шайх дагестанской ветви братства накшбандийа-халидийа, один из вдохновителей и участников джихада на Северном Кавказе XIX в. Родился в аварском сел. Согратль союза горских общин Андалал в Среднем Дагестане.
Ахмад ал-Йамани, Ахмад б. Ибрахим б. Мухаммад ал-Газикумуки ад-Дагистани ал-Хасани аш-Шафи‘и (ум. в 1450 г.) — крупный религиозный деятель, мударрис, ученый, переписчик рукописей, распространитель ислама в Дагестане. Сведения о жизни и деятельности А. ал-Й. сохранились в трудах дагестанских авторов на полях рукописей и носят фрагментарный характер.
Баб ал-абваб («Главные ворота»), или сокращенно ал-Баб («Врата»), — арабское название Дербента (перс. Дарбанд — «запор на дверях/воротах») в тот период, когда он находился в составе Арабского халифата (VII–XIII вв.). Однако Б. ал-а., или балад ал-Баб, включал в себя не только собственно город Дербент, но и подвластные ему владения.
Баб ал-Кийама (араб., «Ворота Воскресения», известные также под тюркским названием Кийамат-капы и под персидским названием Дар-и Кийамат) — мусульманское культовое место, существовавшее прежде в Дербенте. Находилось возле одной из башен северной городской стены (VI в. н.э.), с наружной стороны, за пределами средневекового шахристана.
Байан ал-хака’ик (араб. «Разъяснение [шари‘атских] истин») — журнал дагестанских мусульманских реформаторов (джадиды) на арабском языке, печатавшийся с разрешения советской власти. Планировался как ежемесячный, но фактически выходил раз в три-четыре месяца. Издавался с сентября 1925 г. по август 1928 г. в г. Буйнакске тиражом в 1000–1050 экз.
Ваххабиты Северного Кавказа — общее название сторонников радикально-реформаторского движения в суннитском исламе, сложившегося в регионе в 70-90-е годы XX в. Этимологически и идейно название В. связано с именем Мухаммада б. ‘Абд ал-Ваххаба (1703–1787), выступившего в Аравии с призывом к возрождению норм первоначального ислама и ставшего эпонимом фундаменталистского толка (араб. ал-ваххабийа).
Вис-хаджжи (Загиев, ум. в 1973 г.) — чеченский шайх, основатель одного из кадиритских вирдов. Духовным наставником В.-х. был шайх Чиммирза/Чим-мирза. В период депортации (1944–1957) В.-х. жил в казахском селении Атбасар Целиноградской (Акмолинской) области (поэтому известен и как «Атбасарский шайх»). Тогда же вокруг В.-х. сгруппировалась часть муридов Чиммирзы.