ал-Варрак, Йусуф б. Ибрахим б. Наср ал-Хафиз Абу-л-Касим ал-Баби (ум. между 1098 и 1104 гг.) — знаток хадисов, духовный глава общины шафи‘итов в Баб ал-абвабе (Дербенте), потомок сирийских переселенцев. Ал-В.— автор самого раннего на Северном Кавказе богословского сочинения, автограф которого сохранился до нашего времени, — Шарх аш-Шихаб.
ал-Гада’ири, Ахмад б. ал-Хусайн б. ‘Убайд Аллах аш-Ши‘и (ум. в середине XI в.) — верховный судья (кади ал-кудат) Баб ал-абваба (Дербента). Его отец, Абу ‘Абд Аллах ал-Гада’ири (ум. в 1020 г.), — автор многих сочинений и духовный наставник таких известных представителей шиитского ислама, как Абу-л-‘Аббас ан-Наджаши (ум. в 1058 г.)
ал-Лакзи, Йусуф б. ал-Хусайн б. Да’уд Абу Йа‘куб ал-Факих ал-Баби (ум. до 108990 г.) — знаток хадисов и придворный историограф династии Аглабидов, правителей Баб ал-абваба (Дербента). Последователь школы аш-Шафи‘и. Родом из «страны лезгин» (Билад лакз).
ал-Лакзи, Маммус б. ал-Хасан б. Мухаммад Абу ‘Абд Аллах ад-Дарбанди (приблизительно 1040-1110 гг.), — знаток хадисов и историк, один из влиятельнейших шайхов Баб ал-абваба (Дербента). Родился в Дербенте в семье выходцев из «страны лезгин» (Билад лакз) — государственного образования к юго-западу от Дербентского эмирата.
ал-Фукка‘и, Йусуф б. Ахмад Абу-л-Касим ад-Дарбанди (ум. в сер. XI в.), — наиболее влиятельный и почитаемый в Баб ал-абвабе (Дербенте) суфийский шайх и аскет (захид), духовный предводитель суфиев, знаток шафи‘итского права, наставник многих дербентских факихов и суфиев. Ал-Ф. — основатель суфийской обители (завийа) на окраине Дербента.
Ахмад ал-Йамани, Ахмад б. Ибрахим б. Мухаммад ал-Газикумуки ад-Дагистани ал-Хасани аш-Шафи‘и (ум. в 1450 г.) — крупный религиозный деятель, мударрис, ученый, переписчик рукописей, распространитель ислама в Дагестане. Сведения о жизни и деятельности А. ал-Й. сохранились в трудах дагестанских авторов на полях рукописей и носят фрагментарный характер.
Ваххабиты Северного Кавказа — общее название сторонников радикально-реформаторского движения в суннитском исламе, сложившегося в регионе в 70-90-е годы XX в. Этимологически и идейно название В. связано с именем Мухаммада б. ‘Абд ал-Ваххаба (1703–1787), выступившего в Аравии с призывом к возрождению норм первоначального ислама и ставшего эпонимом фундаменталистского толка (араб. ал-ваххабийа).
Восточная Европа. В Европе от Урала до Карпат основной ареал распространения ислама охватывал Северный Кавказ, Поволжье и Приуралье, Крым и Северное Причерноморье, включая степную зону. Были периоды, когда подавляющее большинство населения этого ареала составляли мусульмане. И поныне значительную его часть занимает компактно проживающее мусульманское население.
Дарпуш («Заграждение ворот») — персидское название единого оборонительного комплекса сасанидского Ирана, а затем Арабского халифата на Северо-Восточном Кавказе, включавшего в себя мощную дербентскую крепость (перс. Дарбанд, араб. Баб ал-абваб— «Главные ворота»), 40-километровую Горную стену (перс. Гав-бара, тюрк.- перс. Даг-бара/Даг-бары) и разветвленную сеть укреплений (с военными гарнизонами) по всей протяженности Горной
Кырхляр — место захоронения 40 «мучеников за веру» (шахидов), одно из древнейших и почитаемых «святых» мест мусульман на Северном Кавказе. В настоящее время находится в центре северного кладбища Дербента.