ал-АЗХАР — название мечети и учебного заведения в Каире, основными предметами преподавания в котором являются фикх, арабский язык и литература, коранические дисциплины и хадисоведение.
ал-БАДАВӢ, Абӯ Фитйа̄н (или Абу ‘Абба̄с) Ах̣мад Сӣдӣ аш-Шарӣф (1199—1276) — арабский суфий, культ которого широко распространен в Египте вплоть до наших дней, основатель-эпоним братства бадавийа (или ахмадийа).
ал-БАДАВӢЙА (или ал-ах̣мадӣйа) — суфийское братство (тарика), основанное Ахмадом ал-Бадави (ум. в 1276 г.) в Египте. Согласно традиции, ал-Б. входит в число 12 материнских братств; свою силсила возводило к ‘Али б. Аби Талибу. Практика мистического пути ал-бадавийа была близка к практике братств кадирийа и рифа‘ийа. Организационные основы ал-бадавийа не были
ал-ИХ̮ВА̄Н ал-МУСЛИМӮН («Братья-мусульмане») — члены религиозно-политической организации «Ассоциация Братьев-мусульман» (Джам‘ийат ал-ихван ал-муслимин), созданной в Египте (Исмаилия) в 1928 г. шайхом Хасаном ал-Банной.
ал-К̣АРА̄МИТ̣А (или ал-к̣армат̣ӣйа, ед. ч. ал-к̣армат̣ӣ) — карматы, название последователей одной из двух основных ветвей ранних исма‘илитов —«семеричников» (ас-саб‘ийа, или ал-мубаракийа), участники крупного религиозно-политического движения, потрясшего в конце IX — начале X в. Аббасидский халифат.
ал-МА̄ЛИКӢЙА — маликиты, последователи мазхаба, названного по имени его основателя Малика б. Анаса (713—795). Маликизм возник в Медине, быстро распространился в Аравии, затем в Египте, Северной Африке и Андалусии. По маликитскому мазхабу, главным источником права являются Коран и сунна, которая рассматривается как продолжение Корана.
ал-МАХДӢ («ведомый верным путем», «ведомый по пути Аллаха» — фи сабил Аллах) — махди, провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия. В Коране ал-М. не упоминается, однако идея мессии широко толкуется в хадисах. Первоначально ал-М. отождествляли с Иисусом Христом, который должен возвестить приближение Судного дня. Потом
ал-Х̣АРА̄ДЖ— харадж, поземельный налог. Первоначально означал всякий налог и дань с покоренных и употреблялся как синоним джизии, особенно в тех случаях, когда дело касалось не налогов, собираемых в центре Халифата, а даней, поступавших по договорам и сбор которых производился вассальными правителями, когда действительно нельзя было отличить поземельный налог от подушной
З̱Ӯ-н-НӮН ал-МИС̣РӢ, Абӯ-л-Файд̣ С̱аубан б. Ибра̄хӣм (ок. 796—860-61) — наиболее известный представитель раннего суфизма в Египте. Родился в Ахмиме (Верхний Египет) в многодетной семье нубийца-маула. Его учителем был некий Са‘дун из Каира.