ал-ИШРА̄К̣ («восточное озарение») — мистико-философская доктрина, разработанная Йахйей ас-Сухраварди (ум. в 1191 г.). По мнению А. Корбена, понятие ал-И. означало: а) явление божественного Абсолюта в виде пречистого света, дарующее очищенной от мирских привязанностей душе мистика (ишраки) откровение (кашф); б) процесс порождения бытия посредством серии озарений (ишракат), являющихся в мир,— подобно
ал-МАДЖӮС (авест. maguš, греч. μαγος, сир. magūšā—«маг») в мусульманской традиции— собирательное название приверженцев зороастризма, древней религии, основанной Заратуштрой (др.-греч. Зороастр, ср.-перс., н.-перс., араб. Зардушт) на рубеже II—I тысячелетий до н. э.
ал-МАЗДАКӢЙА (перс. маздакийан)—маздакиты, название одной из сект зороастризма, возникшей в сасанидском Иране на рубеже V—VI вв. и существовавшей в Восточном халифате в первые века ислама. Названа так в честь ее основателя Маздака (имя или почетное прозвище). Секта М. ведет свое происхождение от «крайней» манихейской секты Зардуштакан, которая, по одним данным,
ал-МУГӢРӢЙА — мугириты, община «крайних» шиитов, последователи ал-Мугиры б. Са‘ида ал- ‘Иджли. Доксографы обвиняли ал-Мугиру в антропоморфизме, поскольку он представлял своего бога в облике «человека из света», части тела которого имеют вид букв алфавита, а из сердца истекает мудрость.
ал-Х̱УРРАМӢЙА (перс. хуррамдин — «имеющий радостную, благую веру») — хуррамиты, собирательное название оппозиционных суннитскому исламу течений манихейско-маздакитского типа, под лозунгами которых в Иране в VIII—X вв. проходили народные движения.
ас̱-С̱АНАВӢЙА — дуалисты. Так обычно характеризовались в исламе немусульманские учения, представители которых признавали два высших начала бытия—свет и тьму, бога и сатану и т. п. (зороастрийцы, манихеи, маздакиты, дайсаниты).
АХЛ ал-КИТА̄Б («люди Писания») — в Коране категория людей, занимающих, по религиозному признаку, промежуточное положение между верующими в Аллаха, мусульманами, и неверующими и язычниками.
Дахма — зороастрийский термин, восходящий через дафма к индоевропейскому корню ДХМБХ («хоронить»). В восточных регионах мусульманского мира, находившихся под влиянием древнеиранской культуры, Д. — «погребальное сооружение», «гробница», «надгробие» (араб. син. суффа, тахт). Доисламские Д. представляли собой произвольно ориентированные здания с плоской кровлей, включали одну-две или несколько погребальных камер и служили
КАЛА̄М — термин, которым в средневековой мусульманской литературе в широком смысле обозначали всякое рассуждение на религиозно-философскую тему (включая рассуждения христианских и иудейских теологов), а в специальном значении — спекулятивную дисциплину (‘илм ал-калам), дающую догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам (таклид).