Хотя мотивы света и тьмы и ассоциация светлого начала с познанием и справедливостью, а темного – с невежеством и притеснением составляют общее место и философии, и религиозной мысли ислама, философская разработка понятия света в его метафизическом и физическом аспектах характерна для ишракизма в силу его связи с древнеиранским наследием, прежде
Понятие совершенства выражается терминами «кама̄л», «там а̄м», «там а̄миййа» (полнота) и разрабатывается во всех школах начиная с арабоязычного перипатетизма. Противоположностью совершенства выступает ущербность (нак̣с̣, нук̣с̣а̄н).
Понятие субстанции (джавхар) использовалось уже мутазилитами (см. Калам). Субстанция определялась, во-первых, через самостоятельность и, во-вторых, через способность принимать акциденции, хотя имелось разногласие по поводу того, может ли существовать субстанция вовсе без акциденций.