ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ (араб. к̣ад̣а̄’) трактуется, как правило, как общее знание Бога или Первоначала о вещах, тогда как «судьба» (к̣адар) понимается как развертывание этого общего предустановления в единичном, временно́м сущем.
«РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ» (араб. «Фас̣л ал–мак̣а̄л фӣ-ма̄ байн аш-шарӣ‘а ва-л-х̣икма мин ал-иттис̣а̄л») – произведение Ибн Рушда (Аверроэса), посвященное легализации философии (античного типа) с точки зрения мусульманской религии. «Рассуждение» было составлено, по-видимому, около 1177.
РЯД (араб. силсила) – понятие, использовавшееся в классической арабо-мусульманской философии при обсуждении вопросов упорядоченности сущего, возможности его существования, причинности. Понятие ряда связано с понятиями конечности, бесконечности, предела (ниха̄йа), совокупности (джумла, кулл, джамӣ‘).
С̣ИРА̄Т̣ (арабизированное лат. strata; «путь») — в Коране это слово встречается свыше сорока раз в значении «прямой (правильный) путь» (ас-сират ал-мустаким; см. 2:142/136, 6:126, 7:16/15 и др.).
СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ понимается как «воздание должного» или «отход от ложного (ба̄т̣ил) в пользу истинного (х̣ак̣к̣)» при близости понятий должного и истинного.
СУЩЕЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ, как и понятие существования, выражалось двумя основными терминами. Более общим служил «мавджӯд» (букв. – находимое), менее употребимым «ка̅̕ин» (букв. – бытийствующее).
Наиболее общим термином для понятия «существование» служит «вуджӯд», употребляемый уже мутакаллимами. Близкое, но менее частотное «кавн» в каламе получает коннотацию «возникновение», что вместе с тем не отождествляет его с «х̣удӯс̱», служившим собственным термином для обозначения понятия «возникновение».