Каф — в мусульманской космологии название горы или горного хребта, окружающего землю, «как перстень палец», граница между мирами проявленным и непроявленным. Это — обитель великого ангела Каф, чьим именем она и названа. Идея К. восходит к древнейшим мифологическим константам, в частности к образу Мировой горы.
Кулал (или Кулар; перс, «гончар», «горшечник»), саййид амир (ок. 1281–1370) — один из духовных авторитетов (шайх) суфийской школы хваджаган, шестой в цепи духовной преемственности (силсила) этой школы. Имел четырех заместителей (халифá) — в соответствии с традицией хваджаган — и 114 последователей (асхаб). Насколько известно, не оставил никаких собственных сочинений.
Кунта-хаджжи, Киши (рубеж XVIII–XIX вв. — 1867 или ок. 1830–1867) — шайх, устаз, проповедник братства (шарика) кадирийа. Родился в селении Инхо (ныне Республика Дагестан), жил в селении Иласхан-Юрт под Гудермесом (ныне Чеченская Республика). Получил духовное образование. Был последователем Гези-хаджжи, накшбандийского шайха из чеченского селения Зандак.
Кыз-Биби («Дева»), или Огои (Ага-йи) Бузург («Великая госпожа»), — женская суфийская ханака, расположенная в Джондорском районе Бухарской области (Республика Узбекистан), в 30 км к западу от Бухары. Площадь около 0,5 га, основной вход — с юга, строительный материал — жженый кирпич. Ансамбль зданий, возведенных в основном на протяжении XIX в.,
Кырхляр — место захоронения 40 «мучеников за веру» (шахидов), одно из древнейших и почитаемых «святых» мест мусульман на Северном Кавказе. В настоящее время находится в центре северного кладбища Дербента.
Мушкул кушад (биби мушкул кушад, мушкил куша; перс.-тадж., «госпожа решения») — широко распространённый среди женщин оседлого населения Средней Азии ритуал, совершаемый для исполнения желаний и решения всяких проблем.
Ногайцы — один из коренных народов России. Говорят на ногайском языке, относящемся к ногайско-кыпчакской подгруппе тюркских языков. Общая численность в РФ 73,7 тыс. чел. (1989 г.). Исторически Н. жили на обширных степных просторах от Дуная до Иртыша, сегодня Н. проживают в основном на Северном Кавказе, а также в Астраханской области.
Овлия (туркм., от араб. аулийа’ — «святые») — наиболее распространенное в Туркменистане название «святых» мест. Всего в республике насчитывается не менее 700 «святых» мест, от двадцати до тридцати и более в каждом из ее этрапов (районов).
Пахлаван Махмуд (1247–1316/22/26) — мавзолей в центре Внутренней крепости Хивы, издавна считавшийся священным местом, куда совершали и совершают паломничество жители Хорезма/Хваризма и соседних областей.
Подшо-Пирим («Царь-наставник») — культовый комплекс (мазар, мавзолей, дарваза-хана, зийарат-хана) в сел. Бекобод (Бувайдинский р-он Ферганского вилайата). Ядром разновременного комплекса является мавзолей Шах-и Джарира (имам Хазрат-и Шах-и Джарир), согласно местной традиции, распространителя ислама в Ферганской долине.