ал-БАДАВӢ, Абӯ Фитйа̄н (или Абу ‘Абба̄с) Ах̣мад Сӣдӣ аш-Шарӣф (1199—1276) — арабский суфий, культ которого широко распространен в Египте вплоть до наших дней, основатель-эпоним братства бадавийа (или ахмадийа).
ал-ИБА̄Д̣ӢЙА—ибадиты (или абадиты), последователи ‘Абдаллаха б. Ибада (или Абада) (вторая половина VII в.), наиболее «умеренная» из четырех основных хариджитских общин.
ал-МА̄ЛИКӢЙА — маликиты, последователи мазхаба, названного по имени его основателя Малика б. Анаса (713—795). Маликизм возник в Медине, быстро распространился в Аравии, затем в Египте, Северной Африке и Андалусии. По маликитскому мазхабу, главным источником права являются Коран и сунна, которая рассматривается как продолжение Корана.
К̣АЛАНДАРӢЙА (перс.; араб, карандалӣйа, тур. календ ерийа) — сначала мистико-аскетическое движение, возникшее под воздействием идей аскетической школы маламатийа, затем братство (тарика) бродячих нищенствующих дарвишей. Его основные положения: отрицание мистико-аскетической практики уединения и совместной жизни в обители (последнее часто нарушалось, т. к. были возведены обители братства во многих регионах); безразлично-небрежное
МУХ̣ТАСИБ («осуществляющий хисбу») — тот, кто пресекает публичное нарушение норм мусульманской морали и наставляет на путь истинный. Обычно М.—должностное лицо, важнейшая его функция — контроль за торгово-ремесленной деятельностью и поведением людей в общественных местах.
МУ‘А̄ВИЙА б. Абӣ Суфйа̄н (ок. 605—680) — первый омейядский халиф (661—680). После убийства ‘Усмана (656 г.) М. отказался признать ‘Али халифом, обвинив его в пособничестве убийцам. После убийства ‘Али М. добился отказа сына ‘Али, ал-Хасана, от притязаний на власть за огромную компенсацию и быстро распространил свою власть на весь Халифат.
РИБА̄Т̣ — 1. Рабат, укрепление, где обитают вооруженные борцы за веру (мурабитун). 2. Торгово-складское помещение внутри города, караван-сарай, станция сменных лошадей, торговое предместье мусульманского города.