Дамулла (кит. да — «большой», «великий» + араб, маулана, сокр. форма мулла — «наш господин») — словосочетание, использовавшееся в XVIII-XIX вв. сначала в восточной, затем и в западной части Центральной Азии для обозначения преподавателя начального (мактаб) и среднего мусульманского учебного заведения (мадраса). В Волго-Уральском регионе так величали учителя, получившего образование
Мактаб (араб.; перс.-тадж., тюрк.-татар. мектеб — букв. «место, где пишут») — начальная школа обучения детей, существовавшая в Средней Азии, Поволжье, Крыму и в других регионах компактного расселения мусульман (до 30-х гг. XX в.) за счет религиозно-благотворительных пожертвований (вакфов) и пожертвований родителей учащихся.
Усул-и джадид (араб.-перс., «новый метод»)— звуковой метод обучения грамоте, давший название (джадидийа) реформаторскому движению на рубеже ХIХ–ХХ вв. среди тюркских мусульманских народов Российского Востока. Движение началось в 80-е гг. в сфере школьного образования введением нового метода обучения грамоте в начальных (мектеб), средних и высших (мадраса) школах.