Расулийа — известная новометодная школа (мадраса) при Пятой соборной мечети г. Троицка. Основана в 1884 г. на средства казахского бая Алтынсарина знаменитым башкирским шайхом, имамом-хатибом и мударрисом Зайнуллой Расулевым.
Семипалатинск (известный в мусульманских источниках ещё как Семей и Семипулат) — крупнейший суфийский и исламский культурный центр Российской империи на востоке Казахской степи. Мусульманские школы С. привлекали учащихся из обширного региона от Восточной Казахской степи до Западной Сибири, включая Семиречье и Северо-Западный Китай. С. соперничал с крупнейшими исламскими культурными центрами
Сенная мечеть в Казани — памятник мусульманской культовой архитектуры татар, положивший начало распространению нового типа мечетей с минаретом в торце здания. Двухэтажное кирпичное здание построено в 1849 г. на средства братьев Юнусовых по завещанию их отца. Реконструирована в 1990–1995 гг.
Стерлибашево — село в Башкирии, где находилась Стерлибашевская мадраса — знаменитое мусульманское религиозное учебное заведение дореволюционной России. Открылась в начале XVIII в. (в архивных документах встречается дата 1720 г.) в с. Стерлибаш. Имела целью подготовку руководителей исламских учреждений и общин.
Стерлитамак — город, где находилась Стерлитамакская мадраса — известное мусульманское учебное заведение в дореволюционном Башкортостане. Точная дата открытия неизвестна. Действовала при Второй соборной мечети г. Стерлитамака (Уфимская губерния). С. м. закрылась в первые годы советской власти.
Усманийа — первое в Башкирии реформированное высшее мусульманское учебное заведение (мадраса), официально открытое в 1887 г. при Первой соборной мечети г. Уфы. Основателем и преподавателем был Хайрулла Усманов (1848–1907) — имам-проповедник (ахун) первого городского прихода. Впоследствии эта мадраса была названа в его честь.
Усманов, Хайрулла (Хайр Аллах б. Усман б. Тимербулат ал-Уфави, 1848–1907) — известный в Урало-Поволжском регионе религиозный деятель и педагог-просветитель.
Усул-и джадид (араб.-перс., «новый метод»)— звуковой метод обучения грамоте, давший название (джадидийа) реформаторскому движению на рубеже ХIХ–ХХ вв. среди тюркских мусульманских народов Российского Востока. Движение началось в 80-е гг. в сфере школьного образования введением нового метода обучения грамоте в начальных (мектеб), средних и высших (мадраса) школах.