Бобо-йи об (тадж., «Дедушка вода»), вар. Бой-об-бува (узб., «Дедушка обильная вода») — одно из самых популярных «святых» мест Средней Азии. Расположено на самой высокой точке (вершине) Кураминского хребта (3769 м), на границе между Ангренским р-ном Ташкентской обл. Республики Узбекистан и Аштским р-ном Согдийской (бывшей Ленинабадской) обл. Республики Таджикистан.
Зикр-и джахр — поминание и прославление Аллаха с произнесением вслух определённых формул или его имён. Едва ли не с самого зарождения этой практики выделилось несколько основных видов З. дж., зависевших от конкретных этнорелигиозных традиций регионов, местных обычаев и личного мистического опыта шайхов.
ИБН ар-РА̄ВАНДӢ, Ах̣мад б. Йах̣йа̄ Абӯ-л-Х̣усайн — известный богослов, в течение жизни не раз менявший свои религиозно-политические взгляды. Автор сорока с лишним сочинений, посвятивший большую часть из них опровержению как му‘тазилитских, так и общемусульманских догматов.
ИМА̄М (мн. ч. а’имма; от глагола амма — «стоять впереди», «руководить чем-либо», «предводительствовать») — предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины. В повседневной жизни И. называют руководителя общей молитвой в мечети.
ИТТИХ̣А̄Д — «соединение», «слияние». В мусульманском богословии термин И. наряду с хулул употреблялся в двух значениях: а) соединение божественной и человеческой природы (иттихад ал-лахут би-н-насут), в этом значении он ассоциировался с христианскими доктринами «воплощения»; б) соединение души или сердца мистика с божеством в момент мистического экстаза (ваджд).
К̣А̄РӮН—коранический персонаж, современник Мусы, самонадеянный богач, библейский Корей (Числа, 16). В Коране он назван среди погубленных Аллахом врагов Мусы рядом с Фир‘ауном и Хаманом.
К̣АЛБ — сердце. Значение термина К. для мусульманского богословия и в особенности мистицизма определилось частотностью и спецификой его употребления в Коране и хадисах.
К̣УББАТ ас̣-С̣АХ̱РА («Купол скалы») — купольная мечеть в Иерусалиме в центре ал-Харам аш-Шариф над издревле почитавшейся скалой, на которой якобы Авраам приносил в жертву Исаака: мусульманская традиция связывает с ней ночное вознесение Мухаммада на небеса (см. ал-исра’ ва-л-ми‘радж); одна из главных святынь ислама, в средние века третья по святости (после
КА̄ТИБ — пишущий, переписчик, писатель, писец-чиновник. Первоначально К.— грамотные люди, которые записывали откровения Мухаммада, его распоряжения и письма. По мере роста сложной и разветвленной системы управления в мусульманском государстве К. называли чиновников на разных ступенях бюрократической иерархии.
КА̄ХИН — прорицатель. В предисламской Аравии— человек, в состоянии транса якобы общавшийся с божеством или его посланником — ангелом или джинном. Кочевые и оседлые племена, отдельные лица просили К. вызвать откровения по поводу различных решений, которые им предстояло принять. Речи К. в трансе— бессвязное бормотание или ритмизованная рифмованная проза (садж‘)