ал-ИСТИХ̣СА̄Н («предпочтение», «предпочтительное решение») — термин фикха, одна из категорий ра’й, суждение, ведущее к отказу от решения по аналогии (кийас).
ал-Исфиджаби ‘А. (‘Али б. Мухаммад ал-Исфиджаби, 1062–1141) — ханафитский законовед (факих), муджтахид, занимавший пост шайх ал-ислама при Караханидах (999–1212) в Самарканде.
ал-К̣ИЙА̄С («аналогия») — суждение по аналогии, одна из категорий независимого суждения ар-ра’й, ведущий принцип рационалистического исследования правовых вопросов. Ал-К.— сопоставление схематической модели решаемого вопроса с моделью уже решенного и выведение решения по его примеру. Этот метод, в основе которого лежит логика Аристотеля, широко использовался римско-византийскими юристами. Применительно же к исламскому
ал-КУЛӢНӢ (или ал-Кулайнӣ), Мух̣аммад б. Йа‘к̣ӯб Абӯ Джа‘фар (ум. в мае 941 г.) — имамитский мухаддис и факих, первый кодификатор имамитского (джа‘фаритского) права. В решающей мере эта оценка связана с высокой репутацией главного труда его жизни, которому он отдал двадцать лет, — ал-Кафи фи усул ад-дин. Помимо ал-Кафи источники упоминают
ал-МА̄ЛИКӢЙА — маликиты, последователи мазхаба, названного по имени его основателя Малика б. Анаса (713—795). Маликизм возник в Медине, быстро распространился в Аравии, затем в Египте, Северной Африке и Андалусии. По маликитскому мазхабу, главным источником права являются Коран и сунна, которая рассматривается как продолжение Корана.
ал-МА̄ТУРӢДӢ, Абӯ Манс̣ӯр Мух̣аммад б. Мух̣аммад ал-Х̣анафӣ ас-Самарк̣āндӣ (870—944) — Основатель школы в каламе, последователи которой назывались матуридитами (ал-матуридийа). Учение ал-M. получило распространение преимущественно среди ханафитов Мавераннахра.
ал-МАДЖӮС (авест. maguš, греч. μαγος, сир. magūšā—«маг») в мусульманской традиции— собирательное название приверженцев зороастризма, древней религии, основанной Заратуштрой (др.-греч. Зороастр, ср.-перс., н.-перс., араб. Зардушт) на рубеже II—I тысячелетий до н. э.
aл-Маргинани, Бурхан ад-дин ‘Али б. Аби Бакр б. ‘Абд ал-Джалил ал-Фаргани ар-Ришдани (1118–1197) — известный факих-ханафит, автор многочисленных книг по фикху.
ал-МУХ̣А̄СИБӢ, Абӯ ‘Алӣ ал-Х̣а̄рис̱ б. Асад ал-‘Аназӣ (ок. 781—857) — багдадский богослов, один из первых теоретиков суфизма. Родился в Басре. Хадисы и фикх изучал у известного традиционалиста Йазида б. Харуна (ум. в 821 г.) и некоего Абу Исхака ал-Кураши. В молодости ал-М. переехал в Багдад, где продолжил учебу самостоятельно. Ал-М.
ал-Усиши, ал-хаджж Дауд б. ‘Али б. Мухаммад (1655 или 1686–1757) — дагестанский учёный-энциклопедист, автор популярных на Северном Кавказе трудов по грамматике арабского языка, логике и шафи‘итскому толку ал-фикха.