МӢР ДА̄МА̄Д (ум. в 1631-32 г.) — шиитский богослов и философ, основатель исфаханской школы философов. М. Д. написал много работ. Наиболее известные— Китаб ар-раваших ас-самавийа, ар-Рисала ал-хал‘ийа, ал-Джизават (последнее — на персидском языке).
МӢРА̄С̱ (синонимы ирс, вираса, вире, тарика, турас) — наследство: имущество, права и обязательства, переходящие после смерти их владельца и обладателя другому лицу. М. является предметом особой правовой дисциплины ‘илм ал-фара’ид. В понятие М. кроме получения имущества умершего входит выплата его долгов, выполнение оставшихся за ним обязательств, исполнение распоряжений по завещанию
МИЛЛА—религия, религиозная община. В Коране термином М. обозначены языческая религия (18:20/19; 14:13/16), иудаизм и христианство (2:120/114), истинная религия Ибрахима, которая была искажена иудеями, христианами и язычниками-аравитянами (6:161/162; 2:128/122; 130/124; 3:95/89; 4:125/124 и др.), восстановлена Мухаммадом и объединяла его последователей. В новое время слово приобрело значение «народ», «нация», сосуществующее со старым,
МӮСА̄—коранический персонаж, пророк и посланник Аллаха, которому было ниспослано Писание (ат-Таура, Китаб, сухуф, фуркан), библейский Моисей. М. пошел к увиденному огню и оказался лицом к лицу с Аллахом, явившемся ему в огненном кусте. Аллах объявил, что посылает его своим посланником к Фир‘ауну и его народу проповедовать единобожие. М. боялся возвращаться
МУДЖТАХИД (перс. муджтехид, тур. мюджтехид) — ученый-богослов, имеющий право выносить самостоятельные решения по важным вопросам фикха. По традиции, М. считаются все сподвижники Мухаммада и их ближайшие «последователи», через которых последующие поколения получали правовые знания, а также факихи первых веков ислама, сыгравшие важную роль в формировании наук шари‘ата. Последними суннитскими
МУЛЛА̄ (рус. заимствование из татар., восходит через перс, молла к. араб, маула в значении «господин, повелитель, владыка»; в других иранских и тюркских языках слово имеет формы мелла, молло, молдо) — знаток мусульманского ритуала, служитель культа; учитель религиозной школы; грамотный, ученый человек.
МУЛЛА̄ С̣АДРА̄, С̣адр ад-дӣн Мух̣аммад б. Ибра̄хӣм Шӣра̄зӣ (ок.1572—1640) — иранский богослов, философ и мистик, идеолог шиизма в сефевидском Иране, один из ближайших учеников главы исфаханской школы философов Мир Дамада. Из полемических сочинений М. С. наибольшую известность получили Се асл и Каср ал-аснам ал-джахилийа. Им составлены комментарии к трудам выдающихся
МУНКАР и НАКӢР—имена двух ангелов, допрашивающих человека после его смерти в могиле о его вере. Верующих мусульман они оставляют в покое, грешников и неверующих подвергают наказаниям (‘азаб ал-кабр), предваряющим их наказание в джаханнаме.
МУРӢД (мюрид)—добровольный последователь, ученик. М. называли человека в период его приготовления к вступлению в суфийское братство (тарика) или ремесленную корпорацию (синф), когда он находился на первой (низшей) ступени посвящения и духовного самосовершенствования. В более широком употреблении значение термина расплывчато, он может обозначать суфия вообще и даже просто рядового мусульманина.
МУС̣АЛЛА̄ («место моления»; тадж:.-перс, намазгах, намазгох) — первоначально синоним масджид, затем — место, где проводятся общая молитва в праздники розговенья (‘ид ал-фитр) и жертвоприношения (‘ид ал-адха, курбан-байрам). В арабских странах и Иране после XVI в. традиция моления в М. постепенно угасает, в Средней Азии (Бухара) существовала до начала XX в.