АБУ МАДЙАН (Бӯ Медйен), Абӯ Мадйан Шу‘айб б. ал-Х̣усайн ал-Анс̣а̄рӣ (ок. 1126—1197) — наиболее популярный североафриканский суфий. Родился в окрестностях г. Севильи в семье андалусских арабов. После смерти родителей был пастухом у своих старших братьев, обучался ремеслу ткача.
ал-АНС̣А̄РӢ ал-ХАРАВӢ, Абӯ Исма̄‘ӣл ‘Абдалла̄х б. Мух̣аммад (1006—1089) — известный суфий-ханбалит, родом из Герата. Отец его был суфием и сам познакомил сына с началами мистицизма.
ал-БАДАВӢ, Абӯ Фитйа̄н (или Абу ‘Абба̄с) Ах̣мад Сӣдӣ аш-Шарӣф (1199—1276) — арабский суфий, культ которого широко распространен в Египте вплоть до наших дней, основатель-эпоним братства бадавийа (или ахмадийа).
ал-БАДАВӢЙА (или ал-ах̣мадӣйа) — суфийское братство (тарика), основанное Ахмадом ал-Бадави (ум. в 1276 г.) в Египте. Согласно традиции, ал-Б. входит в число 12 материнских братств; свою силсила возводило к ‘Али б. Аби Талибу. Практика мистического пути ал-бадавийа была близка к практике братств кадирийа и рифа‘ийа. Организационные основы ал-бадавийа не были
ал-БИСТ̣А̄МӢ, Абӯ Йазӣд (Ба̄йазӣд) Т̣айфӯр б. ‘Ӣса̄ (ум. в 875 г.) — прославленный персидский мистик, эпоним суфийского направления тайфурийа, организационно оформившегося после его смерти, родоначальник одного из основных течений мусульманского мистицизма.
ал-ИХ̣СА̄Н («истовость», «совестливость», «чистосердечие») — в Коране ал-И. — это искренность при исполнении религиозных обязанностей, противопоставляемая ханжескому благочестию, лицемерию (рийа’).
ал-К̣А̄ДИРӢЙА — суфийское братство, основание которого связывают с именем знаменитого ханбалитского проповедника ‘Абд ал-Кадира ал- Джилани, или Гилани (1077—1166). Организационно оформилось к концу XIII в. Члены братства носят на голове маленькие войлочные шапочки —‘аракийа с эмблемой ал-К, — зеленая роза с тремя рядами лепестков (5—6—7, соответственно означающих: пять столпов ислама,
ал-МАЛА̄МАТӢЙА («люди порицания») — общее название мистико-аскетического движения, возникшего в Хорасане в IX в. в рамках нишапурской школы аскетического мистицизма. В основе учения ал-М. лежит догмат полной ничтожности человеческой личности перед богом, а также постулат о совершенной искренности (ихлас) и честности (сидк) в своих поступках. Можно сказать, что движение ал-М.