Абузар — мечеть в г. Набережные Челны (Республика Татарстан), построенная в 1993 г. (архитекторы В.А.Манукян и Т.Г.Улатова, инженер-конструктор В.П.Евсеев) и названная именем ближайшего сподвижника пророка Мухаммада— Абу Зарра ал-Гифари, известного набожностью и аскетизмом.
Абызы (абыз, абыз-ага, вероятно от араб. хафиз — «знающий Коран наизусть») — участники широкого общественно-религиозного движения среди татар в ХVI–XVIII вв. А. выступали за сохранение исламских традиций и образования в условиях изолированных сельских мусульманских общин. Движение не представляло собой единой централизованной силы, было связано с «народным исламом» и ориентировано прежде
ал-Булгари (ал-Утыз-Имяни), ‘Абд ар-Рахим б. ‘Усман (1754–1835) — шайх братства накшбандийа, ханафитский ученый и поэт Волго-Уральского региона. Родился в селении (авыл) Утыз-Имян в Татарии. Оставшись сиротой в юном возрасте, учился в мадрасе при второй мечети в селении Каргалы (под Оренбургом) у Валида б. Мухаммада ал-Амина ал-Каргали.
ал-Курсави, ‘Абд ан-Насир б. Ибрахим Абу-н-Наср ал-Булгари (1776-77–1812) — известный татарский богослов и правовед, одна из самых спорных фигур мусульманской науки Волго-Уральского региона. Родился в деревне Курса (Татарстан). Его часто называли "еретиком" за его "фундаменталисткие" взгляды. В плане истории ислама ал-К. представлял идеи возвращения к Корану и сунне.
ал-Чистави Мухаммад-Закир б. ‘Абд ал-Ваххаб б. ‘Абд ал-Карим ас-Суснави, он же Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов, 1815 или 1818 — 1893) — имам, мударрис и суфийский наставник первого прихода г. Чистополя.
Апанаев, Габдулла (‘Абд Аллах б. ‘Абд ал-Карим ... б. Апанай, 1862-1919) — татарский религиозный и общественный деятель, просветитель, публицист. Его по праву признают одним из основателей первой мусульманской политической партии в России Иттифак ал-муслимин («Согласие мусульман») и разработчиком ее программных документов.
Апанаевская мечеть в Казани — памятник мусульманской культовой архитектуры второй половины XVIII в., относящийся к типу двухэтажных, двухзальных мечетей с минаретом на крыше. А. М. была построена на средства купца Якупа Султангалеева, отсюда ее другое название — Галеевская.
Асан-Елга (Кукморский район, Республика Татарстан)— селение, в низинной части которого в ряду уличной жилой застройки расположена мечеть, построенная предположительно в конце XVIII в. народными мастерами.
Билярское городище (возле совр. сел. Билярск, Алексеевский р-н, Татарстан) — развалины средневекового мусульманского г. Биляр, столицы (XI–XII вв.) Волжско-Камской Булгарии. Расположено на левом берегу р. Малый Черемшан. Включает укреплённые части города и загородные неукреплённые посады.
Богатые Сабы (Сабинский р-н, Татарстан) — селение, в котором находится памятник татарской культовой архитектуры в стиле позднего классицизма — Сабинская первая соборная мечеть. Построена в 1841 г. на средства казанского купца первой гильдии А.А.Юнусова (ум. в 1859 г.) по проекту неизвестного архитектора.