СУЩЕЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ, как и понятие существования, выражалось двумя основными терминами. Более общим служил «мавджӯд» (букв. – находимое), менее употребимым «ка̅̕ин» (букв. – бытийствующее).
Наиболее общим термином для понятия «существование» служит «вуджӯд», употребляемый уже мутакаллимами. Близкое, но менее частотное «кавн» в каламе получает коннотацию «возникновение», что вместе с тем не отождествляет его с «х̣удӯс̱», служившим собственным термином для обозначения понятия «возникновение».
ТАНА̄СУХ̱ (тана̄сух̱ ал-арва̄х̣) — последовательный переход, переселение души, метемпсихоз. В мусульманской богословской и доксографической литературе последователи различных учений о переселении душ
ТА’ВӢЛ («возвращение к истоку, к началу») — метод рационалистического или символико-аллегорического толкования Корана или сунны. Термин Т. взят из Корана, где в восьми случаях он, по мнению комментаторов, означает «толкование сна» (та‘бир ар-ру’йа, сура 12), а в девяти остальных — «исход», «последствие» (‘акиба). Вероятно, противопоставление Т. тафсиру — историко-филологическому и
«ТРАКТАТ О ВЗГЛЯДАХ ЖИТЕЛЕЙ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА» (араб. Кита̄б ’а̄ра̄’ ’ахл ал-мадӣна ал-фа̄д̣ила) – одно из основных сочинений ал-Фа̄ра̄бӣ, завершенное в 948 (рус. пер. в изд.: Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970). Первый вариант текста 942 известен как отдельное сочинение «Кита̄б ас-сийа̄са ал-маданиййа» – «Гражданская политика» (рус. пер.: Ал-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата,
«УКАЗАНИЯ И НАСТАВЛЕНИЯ» (араб. ал-Иша̄ра̄т ва-т-танбӣха̄т) – одно из последних произведений Ибн Сӣны, в котором он полностью отказался от жанра комментирования Аристотеля. Состоит из четырех частей: «Логика», «Физика», «Метафизика», «Суфизм».
«УСПОКОЕНИЕ РАЗУМА» (араб. Ра̄х̣ат ал-‘ак̣л) – основной философский труд Х̣амӣд ад-Дӣна ал-Кирма̄нӣ, представляющий собой систематическое изложение философии исмаилизма. Завершен, согласно свидетельству автора, в 411 хиджры (1020/21) и является, по-видимому, его последним сочинением.
УТВЕРЖДЕННОСТЬ (араб. с̱убӯт, также с̱аба̄т) – в средневековой арабо-мусульманской философии фундаментальное понятие учения о вещи, модусах ее наличия и ее постижении. Понятие утвержденности выражает возможность говорить о вещи как таковой, независимо от ее существования и несуществования, не мысля в ней, т.о., никаких содержательных характеристик. Понятие утвержденности тесно связано, с одной
ФАЙД — излияние, эманация. Термин, принятый в мусульманской богословской и философской литературе для обозначения процесса порождения (как правило, трехступенчатого) вселенной из божественного источника (ср. судур). Учение о Ф. восходит к неоплатоновским эманационным доктринам, как они изложены в арабских переводах сочинений Плотина, Прокла, Порфирия.