ал-МУ‘ТАЗИЛА («обособившиеся», «отделившиеся»)— му‘тазилиты, представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII—IX вв. По преданию, М. получили свое наименование в связи с «обособлением» от кружка ал-Хасана ал-Басри (ум. в 728 г.) в Басре его учеников Басила б. ‘Ата’ (ум. в
ал-ФАЛСАФА—термин, которым в средневековой мусульманской литературе обозначали философию мыслителей, ориентировавшихся на античные модели философствования и называвшихся фаласифа (ед. ч. файласуф), а также саму античную философию. В противоположность религиозным наукам, основанным на «предании» (‘улум наклийа), входившие в ал-Ф. науки именовались «рациональными», основанными на разуме ('улум ‘аклийа).
ан-НАЗ̣З̣А̄М, Абӯ Исх̣а̄к̣ Ибра̄хӣм б. Саййа̄р (ум. в 835-36’ или 845 г.) — видный представитель басрийской школы му‘тазилизма. Труды ан-Н. не сохранились, наиболее достоверные сведения о его взглядах содержат сочинения его ученика ал-Джахиза.
ас-СУХРАВАРДӢЙА — суфийское братство, сложившееся в конце XII—начале XIII в. в Ираке в рамках месопотамской школы арабского мистицизма, хотя большая часть ее создателей не были арабами. Согласно традиции, ас-С.— одно из 12 материнских братств в мусульманском мистицизме, строго суннитское (шафи‘итского мазхаба), возводило духовную силсила от Зийа’ ад-дина Абу-н-Наджиба ас-Сухраварди (1097—1168)
ас̣-С̣ИФА̄Т (ед. ч. сифа; «свойства», «качества», «характеристики») — термин, впервые введенный му‘тазилитами для обозначения «божественных атрибутов».
ас̱-С̱АНАВӢЙА — дуалисты. Так обычно характеризовались в исламе немусульманские учения, представители которых признавали два высших начала бытия—свет и тьму, бога и сатану и т. п. (зороастрийцы, манихеи, маздакиты, дайсаниты).
ат-Т̣ӮСТАРӢ, Абӯ Мух̣аммад Сахл б. ‘Абдалла̄х (ок. 818—896) — ранний суфийский экзегет и мыслитель. Приписываемые ат-Т. сочинения (их насчитывают около десятка) представляют собой, в сущности, записи его высказываний, проповедей, комментариев к отдельным кораническим отрывкам, сделанные его учениками. Аллегорически истолковывая текст Корана, ат-Т. высказал ряд положений, которые сыграли большую роль в