МИХ̣НА— «испытание», которому с 833 г. при аббасидских халифах ал-Ма’муне, ал-Му‘тасиме и ал-Васике подвергались богословы для установления их лояльности или нелояльности существующему режиму. Лояльными считались те из них, которые признавали тезис о сотворенности Корана во времени (худус ал-Кур’ан). Традиционалисты, отказывавшиеся признать сотворение Писания, становились жертвами репрессий.
«МУК̣АДДИМА» (араб. «Введение») – обширная теоретическая часть многотомного труда Ибн Х̱алдӯна «Книга поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и других современных им народов» (имеются и другие варианты перевода), получившая самостоятельное значение под названием «Введение» (или «Пролегомены»); написана в 1375–78.
МУЛЛА̄ С̣АДРА̄, С̣адр ад-дӣн Мух̣аммад б. Ибра̄хӣм Шӣра̄зӣ (ок.1572—1640) — иранский богослов, философ и мистик, идеолог шиизма в сефевидском Иране, один из ближайших учеников главы исфаханской школы философов Мир Дамада. Из полемических сочинений М. С. наибольшую известность получили Се асл и Каср ал-аснам ал-джахилийа. Им составлены комментарии к трудам выдающихся
МУ‘ДЖИЗА (мн. ч. му‘джиза̄т) — чудо, публично совершаемое пророком в подтверждение своей миссии. В Коране не употребляется. В раннемусульманской литературе синонимом М. часто был термин айа (мн. ч. айат). Большинство богословов противопоставляли М. карама (мн. ч. карамат) — сверхъестественному деянию (харик ли-л-‘ада), совершаемому «святым» (вали).
«О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ» (араб. «Фӣ ал-фалсафа ал-ʼӯла̄») – произведение ал-Киндӣ, посвященное легализации философии (в ее античной форме) в мусульманском обществе. Адресовано покровителю автора, халифу ал-Муʻтас̣иму (правил 833–42), его полное название – «Послание ал-Мутасиму о первой философии» («Кита̄б ила̄ ал-Муʻтас̣им бил-Ла̄х фӣ ал-фалсафа ал-ʼӯла̄»).
«ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОПРОВЕРЖЕНИЯ» (араб «Тaxа̄фут ат-Таха̄фут») – полемическое произведение Ибн Рушда (Аверроэса), написанное ок. 1184 в ответ на «Опровержение философов» (более точно «Непоследовательность философов», «Таха̄фут ал-фала̄сифа») ал-Г̣аза̄лӣ. В своем сочинении ал-Г̣аза̄лӣ перечисляет 20 тезисов философов (прежде всего восточных перипатетиков в лице ал-Фа̄ра̄бӣ и Ибн Сӣны) о Боге и Вселенной, квалифицируя три
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ (араб. к̣ад̣а̄’) трактуется, как правило, как общее знание Бога или Первоначала о вещах, тогда как «судьба» (к̣адар) понимается как развертывание этого общего предустановления в единичном, временно́м сущем.