Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской литературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.
V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев
Йулдаш, маулави — Мухаммад Йул¬даш Мухаммад ‘Умар угли (1861–1922), крупный учёный-богослов, по¬эт-просветитель и каллиграф. Родился в Ко¬канде, в квартале (махалла) Хваджи-бека, там же в мадрасе Хваджи-бека основательно изу¬чал арабский и персидский языки, Коран, хадисы, ал-фикх. Он хорошо знал арабскую и персидскую литературу и всю жизнь пре¬подавал в кокандских мадрасах хадисы
К̣АЛБ — сердце. Значение термина К. для мусульманского богословия и в особенности мистицизма определилось частотностью и спецификой его употребления в Коране и хадисах.
КА̄ХИН — прорицатель. В предисламской Аравии— человек, в состоянии транса якобы общавшийся с божеством или его посланником — ангелом или джинном. Кочевые и оседлые племена, отдельные лица просили К. вызвать откровения по поводу различных решений, которые им предстояло принять. Речи К. в трансе— бессвязное бормотание или ритмизованная рифмованная проза (садж‘)
МА̄ЛИК б. АНАС ал-Ас̣бах̣и (713—795) — факих, мухаддис, основатель и эпоним маликитского мазхаба. М. составил свод ал-Муватта’, включающий хадисы, высказывания и решения сподвижников Мухаммада, сгруппированные по определенным правовым темам.
МАДРАСА (медресе) — место, где учатся; учебное заведение второй ступени после начальной. Самые ранние известия о М. в странах распространения ислама относятся к X в., территориально — к Хорасану и Мавераннахру. Начиная с XI в. М. стала ведущим типом учебного заведения; до этого времени обучение было слабо организованным и происходило