ал-К̣А̄’ИМ— термин шиитской догматики, обозначающий ожидаемого члена «семьи Пророка» (А̄л Мухаммад), который должен подняться (ка’им) против незаконной власти и восстановить на земле справедливость. В вере в ал-К. нашла отражение иудейско-христианская идея ожидаемого мессии.
ал-МА̄РӮНӢЙӮН (ал-мавāрина; эпоним — сирийский отшельник IV—начала V в. Марон, или Марун) — марониты, приверженцы этноконфессиональной христианско-униатской группы, выделившейся в V—VIII вв. среди населения Северо-Западной Сирии и Северного Ливана. В вероучении М. долго сохранялись элементы монофелитства. Несмотря на латинизацию обрядности М., она имеет много общего с западным (яковитским) и восточным
ал-МАХДӢ («ведомый верным путем», «ведомый по пути Аллаха» — фи сабил Аллах) — махди, провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия. В Коране ал-М. не упоминается, однако идея мессии широко толкуется в хадисах. Первоначально ал-М. отождествляли с Иисусом Христом, который должен возвестить приближение Судного дня. Потом
ал-МА‘А̄Д («возвращение») — будущая жизнь, жизнь после конца света (в некоторых аспектах синоним- ал-ахира). Понятие ал-М. включает в себя конец света (ас-са‘а), воскресение умерших (ал-кийама), суд Аллаха над людьми (йаум ад-дин, ас-су’ал), поселение людей в аду (джаханнам) и раю (ал-джанна). Представление об ал-М.— один из главных догматов ислама.
АС̣Х̣А̄Б ал-УХДӮД («люди рва») — кораническое выражение. «Убиты будут владетели рва, огня, обладающего искрами. Вот они сидят над ним и созерцают то, что творят с верующими» (К. 85:4—7). Обычно это место толкуют как отражение казней христиан йеменского города Наджрана в 513 г. н. э.
АХЛ аз̱-З̱ИММА (зиммии — «покровительствуемые»)— иноверцы, признавшие власть мусульман, платящие подушную подать (джизию) и получившие за это покровительство (зимма) мусульман: защиту от внешних врагов и гарантию неприкосновенности личности и имущества наравне с мусульманами.
АХЛ ал-КИТА̄Б («люди Писания») — в Коране категория людей, занимающих, по религиозному признаку, промежуточное положение между верующими в Аллаха, мусульманами, и неверующими и язычниками.
БАЙТ ал-МАКДИС, Байт ал-Мукаддас («Священный дом») или ал-Кудс («Святыня») — Иерусалим, историческая столица Палестины, представление о святости которой перешло в ислам из христианства и иудаизма вместе с почитанием ветхозаветных пророков и Иисуса как предтеч Мухаммада.
ИЛЙА̄С (вар. Илйа̄сӣн) — коранический персонаж, один из пророков, библейский Илия. В Коране назван праведником (салих), верующим (му’мин); посланником (мурсал).