Тура (тора, тюря, тюре, в тюрк. яз. — «господин», «князь», «принц») — титул, употребляемый в качестве приставки к имени — Бузург-хан-тура, Мехмон-хан-тура, либо заменяющий имя — Тура-хан («господин хан»), Турам (букв. «мой тура»), Тура-джан-зода (букв. «потомок старшего туры»). Употребляется в основном в регионах распространения тюркских языков.
Увайс-и Карани — культовый комплекс (арам-гах, кадам-гах, мазар) в районном центре Ховалинг (Хатлонская обл., Республика Таджикистан), связанный с именем легендарного йаманского аскета из числа «последователей» (таби’ун) пророка Мухаммада, «божьего угодника» (валий) Увайса ал-Карани (вероятно, убит в 37/657 г.), прославившегося особым благочестием и уважительным отношением к Посланнику.
Факири — поэтический псевдоним Исмаила б. Ибрахим-хваджи Шахрисабзи (1910–1980), одного из немногих суфийских шайхов Узбекистана советского периода. Родился в селе Сарасийа Китабского района Кашкадарьинской области, происходил из старинного судейского рода, основатель которого Мирак-шах-хваджа распоряжением ‘Абд ал-‘Азиз-хана II (1645–1680) был назначен судьей (кази) в Балхе.
Халифá Нийаз-кули (или Чхар-минар — «Четыре минарета») — архитектурный ансамбль в Бухаре в восточной части Хисар-и нау на территории квартала Мехтар Анбар. Завершён в 1806-1807 г.
Халифá Худайдад — архитектурный ансамбль в Бухаре, носящий имя шайха братства йасавийа, Худайдада б. муллы Таш-Мухаммада ‘Азизана ал-Бухари (ум. в 1800 г.).
ХО̄ДЖА (через перс. хваджа; «хозяин», «господин») — почетное прозвище и обращение, бытовавшее в разное время в разных странах ислама в различных значениях.
Центральная Азия — обширные территории от берегов Каспийского моря на западе до Маньчжурии на востоке. На значительной части земель получил распространение ислам. В первую очередь речь идет о центральноазиатских республиках (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), на территории которых проживают ираноязычные таджики, тюркоязычные казахи, каракалпаки, киргизы, туркмены, узбеки и уйгуры.
Чашма-йи Аййуб — мусульманская святыня (мазар), расположенная на северо-западной окраине Бухары. Возведенный здесь в XV–XVI вв. комплекс сооружений включает в себя зийарат-хану (помещение для совершения ритуала зийара), чилла-хану (помещение для сорокадневных уединений), гур-хану с мнимой могилой Аййуба, священный колодец (чашма, булак) с пресной водой, видимо, родникового происхождения.
Чираг-дан (чираг, чираг-хана) — миниатюрные сооружения различных форм из жженого кирпича или мрамора (высотой 50–90 см), предназначенные для возжигания огня у могил «святых». Мраморные Ч. ХVI–XIX вв. сохранились на некоторых мазарах Бухары (Чхар Бакр, Хваджа-йи Ка‘ба и т. д.). Некоторые специалисты считают, что мраморные Ч. повторяют конструкции древнеиранских храмов огня.
Чхар Бакр (Чор Бакр; перс.-тадж., «Четыре Бакра») — мусульманский некрополь (X — начало XX в.), расположенный в 5 км к северо-западу от Бухары в селении Сумитан. В X в. селение принадлежало знаменитому факиху и мухаддису Бухары Абу Бакру Са‘ду (ум. в 971-72 г.) и его сыну Абу Бакру Ахмаду, которые