ал-МА̄ТУРӢДӢ, Абӯ Манс̣ӯр Мух̣аммад б. Мух̣аммад ал-Х̣анафӣ ас-Самарк̣āндӣ (870—944) — Основатель школы в каламе, последователи которой назывались матуридитами (ал-матуридийа). Учение ал-M. получило распространение преимущественно среди ханафитов Мавераннахра.
ал-МУХ̣А̄СИБӢ, Абӯ ‘Алӣ ал-Х̣а̄рис̱ б. Асад ал-‘Аназӣ (ок. 781—857) — багдадский богослов, один из первых теоретиков суфизма. Родился в Басре. Хадисы и фикх изучал у известного традиционалиста Йазида б. Харуна (ум. в 821 г.) и некоего Абу Исхака ал-Кураши. В молодости ал-М. переехал в Багдад, где продолжил учебу самостоятельно. Ал-М.
ал-Усиши, ал-хаджж Дауд б. ‘Али б. Мухаммад (1655 или 1686–1757) — дагестанский учёный-энциклопедист, автор популярных на Северном Кавказе трудов по грамматике арабского языка, логике и шафи‘итскому толку ал-фикха.
ал-ФИК̣Х («глубокое понимание, знание») — исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция), исламский комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле). Ал-Ф. в обоих значениях сложился не сразу с возникновением ислама и становлением мусульманского государства—халифата. До первой половины VIII в, система социальных норм (в том числе и юридических) Халифата в
ал-Х̣АРА̄ДЖ— харадж, поземельный налог. Первоначально означал всякий налог и дань с покоренных и употреблялся как синоним джизии, особенно в тех случаях, когда дело касалось не налогов, собираемых в центре Халифата, а даней, поступавших по договорам и сбор которых производился вассальными правителями, когда действительно нельзя было отличить поземельный налог от подушной
ар-РА’Й («взгляд», «мнение», «суждение») — в фикхе по преимуществу означает собственное независимое мнение или суждение законоведа (факиха), на основании которого он выносит какое-либо правовое решение.
ас-СУННА («обычай», «пример»; полная форма: суннат расул Аллах — «сунна посланника Аллаха») — сунна, пример жизни Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материала для решения всех проблем жизни человека и общества.
ас-СУХРАВАРДӢЙА — суфийское братство, сложившееся в конце XII—начале XIII в. в Ираке в рамках месопотамской школы арабского мистицизма, хотя большая часть ее создателей не были арабами. Согласно традиции, ас-С.— одно из 12 материнских братств в мусульманском мистицизме, строго суннитское (шафи‘итского мазхаба), возводило духовную силсила от Зийа’ ад-дина Абу-н-Наджиба ас-Сухраварди (1097—1168)
ас̣-С̣АУМ (перс, рузе, тур.-татар, ураза; синоним сийам) — пост, одно из пяти основных обязательных предписаний ислама. Ас-С., установлен Мухаммадом в 624 г. и восходит к доисламской практике благочестивого уединения (ал-и‘тикаф).
ат-ТА‘З̱ӢР («удержание») — назидательное наказание за нарушение общественного порядка (неподчинение властям, выбывающее поведение и хулиганство, базарная кража, мелкое мошенничество и т. п.). Т. налагается либо по приговору суда, либо по решению правителя или полицейского начальника (мухтасиба).