ал-ИСРА̄’ ва-л-МИ‘РА̄ДЖ («ночное путешествие и вознесение») — ночное путешествие Мухаммада в Иерусалим и его вознесение на небеса, один из основных сюжетов мусульманского религиозного предания.
ал-ИШРА̄К̣ («восточное озарение») — мистико-философская доктрина, разработанная Йахйей ас-Сухраварди (ум. в 1191 г.). По мнению А. Корбена, понятие ал-И. означало: а) явление божественного Абсолюта в виде пречистого света, дарующее очищенной от мирских привязанностей душе мистика (ишраки) откровение (кашф); б) процесс порождения бытия посредством серии озарений (ишракат), являющихся в мир,— подобно
Джинн (араб. собир. «духи») — джинны, распространённые в мусульманской мифологии духи, чаще злые. В Аравии были известны ещё в доисламскую эпоху как неиндивидуализированные божества, которых жители Макки считали родственными Аллаху (Коран 37:158) и ставили рядом с ним (Коран 6:100). Им приносили жертвы, к ним обращались за помощью (Коран 72:6; эта
Дува ас (ногайск., «молитвенная», или «жертвенная еда») — поминки по покойному, устраиваемые в строго определённые сроки. У ногайцев зафиксированы разные поминальные рубежи. Так, астраханские ногайцы поминали на 3, 7, 20, 40, 100-й день и в годовщину смерти; оренбургские — на 3, 7 и 40-й день; караногайцы — на 3, 7,
К̣АЛБ — сердце. Значение термина К. для мусульманского богословия и в особенности мистицизма определилось частотностью и спецификой его употребления в Коране и хадисах.
МАЛАКӮТ — высшая божественная власть, высший мир идей и решений Аллаха, его божественных тайн (асрар). В Коране термин М., имеющий арамейское происхождение, употребляется в значении высшая власть Аллаха, иерархически противопоставляемая обычной, «земной» власти— мулк (6:75; 7:185/184; 23:88/90; 36:83). С М. обычно связано и представление о джабарут (божественном могуществе), тоже одном
НӮР МУХ̣АММАДӢ («свет Мухаммада») — учение о предсуществовании души пророка Мухаммада в виде плотной светящейся точки, от которой произошли все предопределенные души.