МУ‘А̄ВИЙА
БУРДА
ал-ИСЛА̄М
ал-ФИК̣Х
Ишан-и имла
ХАЛИФÁ ХУДАЙДАД
АЛ-‘АЙЙАШИ
ал-БАГ̣ДА̄ДӢ, Абӯ Манс̣ӯр
X̣AВВĀ’
ТАТАРСКИЙ УЧАСТОК НОВО-ВОЛКОВСКОГО КЛАДБИЩА
СТАТЬЯ ДНЯ

Намаз

Намаз (перс., синоним араб. ас-салат) — нормативная молитва, одно из пяти обязательных предписаний ислама. Это обозначение нормативной молитвы получило распространение среди мусульман Средней Азии, Поволжья, Азербайджана.

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
АБӮ МАДЙАН (Бӯ Медйен)
АБУ МАДЙАН (Бӯ Медйен), Абӯ Мадйан Шу‘айб б. ал-Х̣усайн ал-Анс̣а̄рӣ (ок. 1126—1197) — наиболее популярный североафриканский суфий. Родился в окрестностях г. Севильи в семье анда­лусских арабов. После смерти родителей был пастухом у своих старших братьев, обучался ремеслу ткача.
Подробнее
АБУ МУСЛИМ, ‘Абд ар-Рах̣ма̄н (Ибра̄хӣм?) — глава аббасидского движения в Хорасане (уб. в 755 г.). Происходил из провинции Исфахан, рож­ден, вероятнее всего, в рабстве.
Подробнее
АБӮ СА‘ӢД МАЙХАНӢ (Мӣханӣ, Михнӣ), Фад̣лаллах б. Абӣ-л-Х̱айр Ах̣мад (967—1049) — один из создателей восточной (хорасанской) школы мистицизма.
Подробнее
АБӮ Х̣АНӢФА
АБӮ Х̣АНӢФА, ан-Ну‘ман б. С̱а̄бит ал-има̄м ал-а‘з̣ам (699—767) — богослов, факих, мухаддис, основатель и эпоним ханафитского мазхаба.
Подробнее
АБӮ-л-ХУЗ̱АЙЛ ал-‘АЛЛА̄Ф
АБӮ-л-ХУЗ ̱АЙЛ ал-‘АЛЛА̄Ф, Мухаммад б. ал-Хузайл (749 или 753—841 или 849), маула бану ‘абд ал-кайс — крупнейший представитель басрийской школы му‘тазилитов (хузайлитов), их идей­ный наставник, полемист. Родился в Басре, его дом находился в квартале торговцев кормом для скота, отсюда и его прозвище ал-‘Аллаф.
Подробнее
‘А̄Д
‘АД — в Коране и мусульманском предании: один из древних погибших «народов» Аравии. Упоми­нается в Коране среди примеров того, как Аллах уничтожил людей благоденствовавших, но воз­гордившихся и отказавшихся внять увещеваниям.
Подробнее
‘А̄ДА (мн. ч. ‘а̄да̄т)
А̄ДА (мн. ч. ‘адат; по-русски употребляется толь­ко в форме адат) — обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также ре­алии правовой жизни, не отраженные шари‘атом. В разработках исламских законоведов понятие ‘А. сливается с понятием ‘урф и является его синонимом.
Подробнее
БА̄Б
БА̄Б («врата»), Саййид ‘Алӣ-Мух̣аммад Шӣра̄зӣ — основатель бабизма, один из руководителей религиозного и социально-политического движения в Иране.
Подробнее
ал-БА̄БӢЙА
ал-БА̄БӢЙА (ал-ба̄бӣйӯн) — бабиты (бабиды), последователи религиозно-политического учения Баба, ставшего идеологией демократического народного движения в Иране (1848—1852), направленного против шахской и религиозной власти и против засилья иностранных держав.
Подробнее
ал-БАГДА̄ДӢ, Абу-л-Барака̄т
ал-БАГДА̄ДӢ, Абу-л-Барака̄т Хибатуллах б. Малка ал-Баладӣ (1077—после 1164) — философ, естествоиспытатель и врач. Работал придворным врачом у багдадских халифов и сельджукских султанов.
Подробнее
НОВЫЕ СТАТЬИ
ХУСАЙНИЙА (1)
Хусайнийа (1) — первое в Оренбургском крае высшее мусульманское учебное заведение ‎‎(мадраса), организованное на основе новейших по тем временам достижений мировой ‎педагогической науки. Официально открыто в январе 1891 г. в Оренбурге по инициативе и на ‎средства татарских купцов — братьев Ахмад-бая (1837-1906), Гани-бая (1839-902) и ‎Махмуда (1839-1910) Хусайновых и названо
Подробнее
АПАНАЕВСКАЯ МЕЧЕТЬ
Апанаевская мечеть в Казани — памятник мусульманской культовой архитектуры второй половины XVIII в., относящийся к типу двухэтажных, двухзальных мечетей с минаретом на крыше. А. М. была построена на средства купца Якупа Султангалеева, отсюда ее другое название — Галеевская.
Подробнее
Хусаинов (Хусайнов), Мухаммад-джан (Мухамеджан) (1756-1824)— видный религиозный и государственный деятель, председатель (муфтий) ОМДС. Родом из Уфимского уезда (ныне Кармаскалинский район Республики Башкортостан).
Подробнее
ХУЗАЙФА б. ал-Иаман
Хузайфа б. ал-Иаман — один из сподвижников пророка Мухаммада, именем которого названа построенная в 1996-1997 гг. в Казани мечеть (архитектор В.Е.Белицкий, инженер А.Г.Хайрутдинов).
Подробнее
Худжра (араб., «комната»)— термин, который в центральноазиатском регионе в советский период использовали для обозначения нелегального способа религиозного обучения, появившегося вследствие планомерного закрытия традиционных мусульманских школ (мактаб, мадраса).
Подробнее
Хиндустани (он же домла Хиндустани, Хаджжи-дада, Маулави) — крупнейший теолог-ханафит Ферганской долины и Тад¬жикистана Мухаммаджан Рустамов (1892¬1989).
Подробнее
Хикмат (араб.-перс.; тюрк, хикматлар, «премудрость», «мудрые изречения») — название четверостиший в сборнике стихов Диван-и хикмат), приписываемом хвадже Ахмаду ал-Йасави (ум. в 1166-67 г.). Однако вычленение в известных редакциях сборника достоверно принадлежащих ему стихов представляется невозможным: на протяжении 500 лет после его смерти многие поколения последователей основанного им братства писали X.
Подробнее
Хваджаган (мн.ч. от перс. хваджа — «господин») — ‎самоназвание мистико-религиозного течения в ‎Центральной Азии, представлявшего в разное ‎время (кон. XII — кон. XV в.) и с различной ‎степенью централизации совокупность ‎суфийских общин, возводивших цепь духовной ‎преемственности (силсила) к своему основателю ‎‎— ‘Абд ал-Халику ал-Гидждувани (ум. в 1180 или ‎‎1220 г.).
Подробнее
Хатна-туй (синонимы: суннат-туй, сун-нет-той от араб. сунна — «пример», «обычай», «предание», угыл-туй от тюрк. угыл, угил, огул — «сын») — торжество, связанное с обрезанием мальчика и вступлением его в мусульманскую общину. В Средней Азии мальчику делают обрезание в возрасте 39 лет (предпочтение отдается нечетным годам), крайний возраст— 13 лет.
Подробнее
Хатм-и йаздахум (перс.-тадж., «рецитация одиннадцатого») — рецитация коранических сур 11 -го числа каждого месяца мусульманского календаря, обряд, совершаемый мусульманами Бухары. Обряд связан с именем знаменитого ханбалитского проповедника, богослова и суфия ‘Абд ал-Кадира ал- Джилани (1077-1166) и поэтому называется также хатм-и пир-и дастгир.
Подробнее