Lorem ipsum dolor sit amet.

All Categories

Различаются два понимания необходимости: как неизбежности (д̣арӯра, ид̣т̣ӣра̄р) и как обязательности (вуджӯб).
Подробнее
МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ в наиболее общем плане обозначается как макāн (то-где-есть). В этом смысле можно говорить о «месте вещи», будь то Бог или мир, тело или воля.
Подробнее
ИСТИНА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ понимается в наиболее общем плане как, во-первых, правильность соотношения между «явным» (з̣а̄хир) и «скрытым» (ба̄т̣ин), когда эти две стороны соответствуют друг другу, а во-вторых, как связанная с этим «утвержденность» (с̱аба̄т) и «необходимость» (вуджӯб) вещи.
Подробнее
ЕДИНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ выражалось рядом близких терминов: «вах̣да», «’ах̣адиййа» (реже «ва̄х̣идиййа») с соответствующими «ва̄х̣ид», «’ах̣ад» для «единый»; первое передает единство как немножественность, второе – как единственность. Их соотношение емко выразил ал-Фа̄ра̄бӣ, указавший, что ’ах̣ад происходит от вах̣ӣд (единственный), не входит в ряд чисел и обозначает то, что не имеет
Подробнее
Благодаря слитости процессуального и субстанциального аспектов в категории масдара (отглагольного существительного) арабское языковое мышление имеет тенденцию рассматривать процесс и результат как нечто единое, поэтому категория «знание» зачастую исследуется неотрывно от категории «познание». Другая особенность понимания знания и познания состоит в тесной связи с теорией указания на смысл: знание рассматривается как
Подробнее
Рийазат
Рийазат в терминологии суфизма означает соблюдение определенных ограничений, а также выполнение определенных действий с целью сдерживания, подавления и воспитания низшей души (ан-нафс).
Подробнее
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ, а также в религиозно-правовой мысли (фик̣х) понимается на основе соотнесения получаемого или оцениваемого знания с троичной градацией степеней его достоверности: «уверенность» (йак̣ӣн), «мнение» (з̣анн), «сомнение» (шакк). В качестве доказательства в философии рассматриваются способы получения «уверенного» знания, в фикхе – то, что дает «уверенное» знание и «мнение».
Подробнее
’АС̣Л (араб, основа) – термин, употребляемый в фикхе, классической арабо-мусульманской филологии и философии. Наряду с конкретными значениями в каждой из этих наук понятие ’ас̣л приобретает метатеоретический статус, когда служит для упорядочения терминологии и обобщенного описания рациональных процедур получения знания.
Подробнее
УСПОКОЕНИЕ РАЗУМА
«УСПОКОЕНИЕ РАЗУМА» (араб. Ра̄х̣ат ал-‘ак̣л) – основной философский труд Х̣амӣд ад-Дӣна ал-Кирма̄нӣ, представляющий собой систематическое изложение философии исмаилизма. Завершен, согласно свидетельству автора, в 411 хиджры (1020/21) и является, по-видимому, его последним сочинением.
Подробнее
УКАЗАНИЯ И НАСТАВЛЕНИЯ
«УКАЗАНИЯ И НАСТАВЛЕНИЯ» (араб. ал-Иша̄ра̄т ва-т-танбӣха̄т) – одно из последних произведений Ибн Сӣны, в котором он полностью отказался от жанра комментирования Аристотеля. Состоит из четырех частей: «Логика», «Физика», «Метафизика», «Суфизм».
Подробнее