АБУ МАДЙАН (Бӯ Медйен), Абӯ Мадйан Шу‘айб б. ал-Х̣усайн ал-Анс̣а̄рӣ (ок. 1126—1197) — наиболее популярный североафриканский суфий. Родился в окрестностях г. Севильи в семье андалусских арабов. После смерти родителей был пастухом у своих старших братьев, обучался ремеслу ткача. Юношей Абу Мадйан переправился в Северную Африку, был рыбаком, солдатом. Посвящение Абу Мадйана в суфии произошло в Фесе, где он обучался у крупнейших шайхов Магриба: ад-Даккака (ум. в середине ХII в.), ‘Али б. Хирзихима (ум. в 1195 г.), Абу Йа‘азза ал-Хазмири (ум. в 1177 г.). Хотя Абу Мадйан получил хирку от ад-Даккака, наибольшее влияние на формирование его как суфия-практика оказал неграмотный Абу Йа‘азза. В правовых вопросах Абу Мадйан придерживался маликитского мазхаба. После возвращения из хаджжа Абу Мадйан поселился в Беджайи (Бужи), где снискал широкую известность своими проповедями и благочестием. Вокруг него формируется значительная группа сподвижников и учеников. Обеспокоенный славой и влиянием Абу Мадйана и опасаясь, что его имя будет использовано как знамя махдистского движения, угрожавшего еще не окрепшей власти Альмохадов, марокканский правитель Абу Йусуф ал-Мансур потребовал доставить его в Марракеш. По дороге престарелый суфий тяжело заболел и умер в местечке ‘Уббад, в окрестностях г. Тлемсен.
Деятельность Абу Мадйана совпала с широким распространением суфизма на мусульманском Западе и с его проникновением в сильно вульгаризированной форме, в частности в виде культа «святых» (аулийа’), в среду коренного берберского населения. Абу Мадйан сыграл роль проповедника и распространителя суфийского мировоззрения и идеалов, которые он, как выходец из низов, сумел донести до сознания своих зачастую неграмотных слушателей. В этом помог ему и его поэтический дар, позволивший формулировать положения суфийской теории и практики в емких, запоминающихся высказываниях, из которых в основном и состоит его наследие. Абу Мадйан приписывают ряд поэтических произведений. Многие из них бытовали только в устной форме и были записаны в XIX в. французскими востоковедами.
В сочинениях средневековых авторов — выходцев из Андалусии и Магриба Абу Мадйан изображается как идеальный суфий, образец смирения и благочестия. Духовными наследниками Абу Мадйан (ал-мадинийа) считали себя такие крупные суфии, как Ибн Машиш, Ибн Араби, аш-Шуштари и аш-Шазили. Согласно преданиям, Абу Мадйан был верховным святым суфийской иерархии — кутбом, или гаусом своего времени. Могила Абу Мадйана в ‘Уббаде, вокруг которой с течением времени возник целый архитектурный комплекс, привлекает многочисленных паломников и поныне, а жители Тлемсена считают Абу Мадйана своим покровителем.
Лит-ра: Абу Мадйан Шу‘айб. Джавахир ал-хисан. Алжир, 1974; Ибн ‘Араби. Мухадарат ал-абрар, 1, 110, 155—156; Sufis of Andalusia: The Ruh al-quds and the Durrat al-Fakhira of Ibn Arabi. Transl. and introd. by R. W. J. Austin. Los Angeles. 1974; Ibn Khaldun. Bughyat ar-ruwwad. I. ‘ Alger, 1400/1980, 125 —126; am- Тадили. Ат-Ташаввуф ила риджал ат-тасаввуф. Рабат, 1956, 316—325; Ахмад Баба. Найл ал-ибтихадж. Фес, 1317 г.х., 107 — 112; J. J. Barges. Vie du ceiebre marabout Cidi Abou Medien. P., 1884; A. Bel. Sidi Abou Medyan et son maitre ed-Daqqaq.— Melanges R. Basset. P., 1923, 31—68; Anawati, Gardet. Mystique, 70 — 71; G. Margais. Abu Madyan.—El, NE, 1, 137—138.
А.Д.Кныш