Абу Са‘ид Майхани (Михани, Михни), Фадл Аллах б. Аби-л-Хайр Ахмад (967-1049)— один из создателей восточной (хорасанской) школы мистицизма. А. С. М. родился в семье аптекаря в Майхане (селение под г. Абивардом, ныне — Меана Каахкинского района Республики Туркменистан), там же и умер. Его отец был связан с суфийскими кругами; он же и приобщил А. С. М. к мистической практике. На одном из суфийских собраний А. С. М. был представлен поэту Абу-л-Касиму Бишру б. Йасину (ум. в 990 г.), который стал первым его наставником в суфизме и стихи которого А. С. М. постоянно цитировал впоследствии в своих проповедях и наставлениях.
Юношей он отправился в Марв/Мерв, где в течение пяти лет слушал курс шафи‘итского права у Абу ‘Абд Аллаха Мухаммада ал-Хисри (ум. между 983 и 1000 гг.), а затем столько же лет — у Абу Бакра ‘Абд Аллаха ал-Каффала (ум. в 1026 г.); тафсир, хадисы и калам он изучал в Серахсе под руководством шафи‘итского факихв Абу ‘Али Захира б. Ахмада (ум. в 999 г.). Там же (ок. 997 г.) «божий человек» (диване) Лукман ас-Сарахси привел А. С. М. в суфийскую обитель (ханаках) к Абу-л-Фадлу Мухаммаду ас-Сарахси, который убедил его оставить богословские науки, стал его наставником (пир) и разрешил ему вернуться в Майхане с наказом отправлять зикр, повторяя лишь одно слово — «Аллах». 15 лет А. С. М. провел в Майхане, из которых почти семь — в полном затворничестве, предаваясь строгим аскетическим и мистическим упражнениям, избегая людей и живя впроголодь. Согласно традиции, период сурового аскетизма, во время которого он практиковал чилла-йи ма ‘кус (отправление зикръ во время 40-дневного поста в подвешенном положении вниз головой), длился до достижения им 40 лет (или даже больше — до 1016 г.). Первую свою суфийскую хирку А. С. М. получил из рук знаменитого суфия Абу ‘Абд ар-Рахмана ас-Сулами (ум. в 1021 г.) в Нисабуре/Ни- шапуре, а вторую— в Амуле от мистика Абу-л-‘Аббаса Ахмада б. ал-Кассаба. Вторую половину своей жизни А. С. М. провел как признанный авторитет, наставник и учитель. Он читал проповеди и наставлял своих многочисленных учеников (муридан) как в своем доме в Майхане, так и в уединенной келье (саума‘а) в его окрестностях, а во время редких наездов в Нишапур — в обители квартала Аданикубан. Широкое введение им музыки, танцев и песен эротического содержания в практику мистических радений (сама‘) вызвало в его адрес суровую критику и резкие обвинения в отступлении от норм шари‘ата и даже в неверии как со стороны богословов-традиционалистов, так и некоторых «правоверных» суфиев. В частности, незавершение им начатого хаджжа было расценено как сознательное пренебрежение заповедью Пророка. Эксцентричные и противоречивые высказывания А. С. М. позволяют предположить, что ему были ближе идеи сторонников школы «опьянения любовью к Богу», т.е. Абу Йазида ал-Бистами. Согласно традиции, бытовавшей в среде суфиев, А. С. М. была дарована свыше способность творить чудеса (карамат). Взгляды А. С. М. отличал социальный мотив «служения бедным» (хидмат-и дарвишан). И если на первых порах он, собирая милостыню, подметая мечети, очищая бани и отхожие места, воспринимал свои действия (в соответствии с учением маламатийа) как самоуничижение и борьбу с собственной гордыней, то позднее этот же мотив он перенес на защиту интересов и нужд своих учеников, последователей и жителей округи.
А. С. М. считается первым суфийским шейхом, который разработал для своих учеников, живших в обители, кодекс норм поведения и правил общежития из 10 пунктов. Правила общежития в обители он дополнил характеристикой 10 качеств, которые обязательны для наставника, и 10 черт характера, которые необходимы для ученика.
А. С. М. создал местную школу практики мистического пути. Многочисленные потомки А. С. М., стоявшие во главе ее, не смогли распространить ее влияние за пределы родного округа. Эта наследственная локальная школа существовала до 1154 г., когда восставшие огузские роды разорили весь Хурасан/Хорасан и при захвате Майхане предали смерти 115 человек из потомков А. С. М.
В настоящее время доказано, что А. С. М. не мог быть автором ал-Масабих — трактата, написанного по-арабски, равно как и автором Макамат-и арбаин, написанного по-персидски. То же самое можно сказать о многочисленных четверостишиях (руба‘ийат), широко распространенных под его именем. Они были написаны другими лицами. Сам же он, как свидетельствуют его биографы, ссылающиеся на его собственные слова, стихов не писал.
Лит-pa: Асрар ат-таухид фи макамат аш-шайх Аби Са ‘ ид. Та’лиф-и Мухаммад б. ал-Мунаввар б. Аби Са ‘ ид ба ихтимам-и В.Жуковский. С П б., 1899; ‘Аттар. Тазкира, 2, указ.; Djami. Nafahat, 339-347; Бартольд. Соч., 7, 104; Демидов. История, 88-90; О.Ф.Акимушкин. Институт «хангах» и бином «муршид-мурид» в становлении организационных форм тасаввуфа// Ислам и проблемы межцивилизационных взаимоотношений. М ., 1994, 11-20; Зарринкуб. Арзиш, 83-85; он же. Джустуджу дар тасаввуф-и Иран // Маджалла-йи данишкада-йи адабийат-и данишгах-и. Техран, 1353/1974, № 86-87, 1-5; Nicholson. Studies, 1-76; F. Meier. Abu Sa‘ id-i Abu-l-Hayr // Air. 1976, 2, 45-51; H.Ritter. Abu Sa‘ id b. A bi-l-Khayr// El, NE , 1, 145-147.
О.Ф.Акимушкин