аз-Замахшари, Махмуд б. ‘Умар Абу-л-Касим (1075–1144), прозванный Джар Аллах («покровительствуемый Аллахом») и Фахр Хуваризм («гордость Хорезма») — богослов-му‘тазилит, законовед ханафитского мазхаба, филолог и литератор. Родился в г. Замахшаре в небогатой семье, учился грамоте и читал Коран под руководством отца, посещал и начальную школу (куттаб); еще в детстве ему отняли сломанную ногу, и он ходил на деревянном протезе. Отец решил, что увечный сын должен учиться портняжному ремеслу, но юноша попросился «в город», т. е. в столицу Хорезма — Гургандж, где нашел заработок благодаря хорошему почерку. С Гурганджем (его развалины находятся на южной окраине Куня-Ургенча в Узбекистане) связана вся остальная жизнь аз-3.: оттуда он выезжал, иногда на значительный срок, но неизменно возвращался в этот город. Там же он умер и похоронен.
Учителями аз-3, в Гургандже были Абу ‘Али Слепой (ал-Хасан б. ал-Музаффар ан-Найсабури ад-Дарир), приехавший из Исфахана Абу Мудар Махмуд б. Джарир ад-Дабби Грамматик (ум. в 1113–14 г.), который не только преподавал одаренному ученику арабский язык и литературу, но и помогал материально, и аз-3, навсегда сохранил о нем благодарную память; шайх ал-Хаййати учил его фикху, имамы Рукн ад-дин Махмуд ал-Усули и Абу Мансур — богословию (двое последних вскоре сами стали учениками аз-3, по тафсиру). Уже в молодые годы аз-3, написал несколько филологических сочинений и стал предлагать свои услуги видным сановникам при дворе сельджукских султанов, посылая им свои хвалебные касыды. Сообщают, что до сорока с лишним лет он «общался с вазирами и властителями и наслаждался благами мира», вероятнее всего, при дворе хорезм-шахов. В 1118 г. аз-3, перенес опасную болезнь и резко переменил образ жизни, перешел к уединению и воздержанию, отдавая досуг литературной работе и преподаванию. Он дважды совершил паломничество в Макку/Мекку, где жил по нескольку лет и дружил с ее правителем, шарифом Ибн Ваххасом. По пути он побывал в Багдаде, Дамаске и других городах, где встречался с такими видными учеными, как ад- Дамгани, Ибн аш-Шаджари, ал-Джавалики.
Учениками аз-3, были многие филологи, адибы и богословы в Хваризме/Хорезме, Мавараннахре и Хурасане/Хорасане: Абу-л- Му’аййад Муваффак б. Ахмад ал-Макки (Ахтаб Хуваризм — «лучший хатиб Хорезма»), ‘Абд ар-Рахим б. ‘Умар ат-Тарджумани, Мухаммад б. Аби-л-Касим Байджук ал-Баккали ал-Адами, Абу-л-Хасан ‘Али б. Мухаммад ал-Кумрани, Абу ‘Амр ‘Амир б. ал-Хасан ас-Симсар, Абу Са‘д Ахмад б. Махмуд аш-Шати, Абу Тахир Саман б. ‘Абд ал-Малик ал-Факих и др.
В литературном наследии аз-3, (в рукописях сохранилось около 20 сочинений, в большинстве они опубликованы; по упоминаниям известны названия еще около 30 сочинений) преобладают труды по арабской грамматике и лексикографии и духовно-назидательные произведения. Ал-Муфассал («Разделенный на главы») признан одной из лучших арабских грамматик, а его сокращение ал-Унмузадж («Образец») стало популярным учебным пособием. Труд по сравнительной лексике языка арабской и персидской литературы Мукаддимат ал-адаб был впоследствии дополнен в рукописных редакциях тюркской и монгольской лексикой, благодаря чему используется как важный источник по исторической лексикографии. Ценными филологическими трудами являются ал-Фа’ик фи гариб ал-хадис («Превосходный труд о редких хадисах») и Асас ал-балага («Основы красноречия»). Серьезным вкладом в арабскую духовно-назидательную литературу считаются Раби‘ ал-абрар («Весна благочестивых»), Атвак аз-захаб («Золотые ожерелья»), Навабиг ал-калим («Отменные изречения») и ан-Наса’их ал-кибар («Важные назидания»).
Собственно богословским среди его сохранившихся трудов можно считать лишь комментарий к Корану ал-Кашшаф ‘ан хака’ик гавамид ат-танзил ва-‘уйун ал-акавил фи вуджух ат-та’вил («Раскрывающий истины неясностей откровения и важнейших высказываний относительно различных толкований»), оконченный 20 февраля 1134 г. в Мекке в пору творческой зрелости аз-3. Очевидная му‘тазилитская направленность этого труда проявляется в следующем: во вводной фразе выражена идея сотворенности Корана; аз-3. опирается главным образом на авторитет му‘тазилитских ученых VIII–Х вв. из Ирака и Ирана, таких, как ‘Амр б. ‘Убайд, Абу Бакр ал-Асамм, аз-Заджжадж, ал-Джахиз, кади ‘Абд ал-Джаббар и др.; единобожие (ат-таухид), справедливость Бога (ал-‘адл) и другие божественные атрибуты (ас- сифат) аз-3, трактует рационалистически; он обнаруживает в Коране места, где якобы выражены излюбленные идеи му‘тазилитов об «обещании» (ал-ва‘д) и «угрозах» (ал-ва‘ид) Аллаха, о «промежуточном состоянии» (ал-манзила байна-л-манзилатайн), о «предписании делать добро и воздерживаться от неодобряемого» (ал-амр би-л-ма‘руф ва-н-нахй ‘ан ал-мункар); он делает упор на тщательное филологическое толкование текста Корана, что также очень характерно для му‘тазилитов, и использует это толкование для обоснования своих идейных позиций. Труд аз-3. — единственный полный му‘тазилитский тафсир, сохранившийся до наших дней; вокруг него возникла значительная критическая литература (опровержения, переработки, очищенные от му‘тазилитских идей). Даже противники аз-3, воздавали должное его таланту и последовательности, его лингвистические и стилистические наблюдения ценились высоко, в том числе и в европейской ориенталистике. Популярность его тафсира была такова, что имя автора при ссылках часто заменяли словосочетанием сахиб ал-Кашшаф («автор ал-Кашшафа»). Нравственный авторитет аз-3, был непререкаем не только благодаря его тафсиру и филологическим трудам, но и из-за того, что его духовно-назидательные произведения гармонировали с аскетическим образом жизни (был одинок, считал, что книги заменят ему потомство, питался и одевался крайне скромно).
Лит-ра: М. ас-С. ал-Джувайни. Манхадж аз- Замахшари фи тафсир ап-Кур’ан ва-байан и‘джазихи. Каир, 1959; Б.З.Халидов. Замахшари (о жизни и творчестве) // Семитские языки. М., 1965, 2, 542–556; А.М. ал-Хуфи. Аз-Замахшари. Каир, 1966; Б.З.Халидов, А.Б.Халидов. Биография аз-Замахшари, составленная его современником ал-Андарасбани // ППВ. 1973. 1979, 203–212; Хрестоматия по исламу / Сост. и отв. ред. С.М.Прозоров. М., 1994, 55–58; GAL,1, 289–293; SBd. I, 344–350.
Ан.Б.Халидов