Ал-Амавийун (или Бану Умаййа) – Умаййады (в европейской историографии Нового времени – Омейяды, или Омаяды), первая династия халифов единой мусульманской державы (660 – 750). Первоначально – род племени курайш, который, происходя от полулегендарного Умайи б. ‘Абд Шамса (начало VI в.), предводительствовал торговой верхушкой Макки. Возглавили умму в лице ‘Усмана, но династическое правление установили при Му‘авии б. Аби Суфйане, который, после гибели в 661 г. ‘Али б. Аби Талиба, стал единоличным «повелителем верующих» и утвердил наследственность халифских полномочий при сохранении формальной выборности, приведя большинство асхаб к присяге (бай‘а) своему сыну Йазиду.
Если Му‘авийа I (661 – 680) искал компромисса с различными группами ал-ансар, задабривая их щедрыми дарениями и пожалованиями, то Йазид I (680 – 683) столкнулся с ожесточенным неприятием со стороны их потомков, обличавших его за нечестие. В 680 г. претензии на имамат (ал-имама) заявили ахл ал-байт в лице ал-Хусайна б. ‘Али, который погиб при Карбала. В 682 г. Медина отказалась признавать Йазида б. Му‘авию, который, исчерпав возможности для переговоров, отправил против нее своего военачальника Муслима б. ‘Укбу. В 683 г. Муслим, разгромив непокорных на равнине Харра, опустошил первую столицу мусульман: осквернению подверглась даже мечеть (масджид) Пророка. После смерти Ибн ‘Укбы его родственник, Хусайн б. Нумайр, осадил Макку и, обстреляв ал-Ка‘бу из метательных орудий, поджег ее, но отвел свои силы, когда Му‘авийа II (683 – 684), наследовавший своему скоропостижно скончавшемуся отцу Йазиду, отрекся от власти. Вследствие бездетности Му‘авии ибн Йазида, старшая ветвь Умаййадов – Суфйаниды (661 – 684) – пресеклась.
Священный город достался ‘Абдаллаху ибн аз-Зубайру, который затем изгнал умаййадского наместника (вали) Марвана б. ал-Хакама из Медины. Однако, пользуясь тем, что ‘Абдаллах столкнулся с предводителями кайсанийа ал-Мухтаром б. Аби ‘Убайдом и Сулайманом б. Сурадом, которые требовали отмщения за Хусайна б. ‘Али, Марван добился избрания халифом в Дамаске (684 – 685) и стал родоначальником младшей ветви Умаййадов – Марванидов (684 – 750). Он отстоял Сирию, разбив зубайритов при Мардж-Рахите в 684 г., а шиитов – при Рас ал-‘Айне в 685 г., но вскоре погиб от рук убийцы, хотя и смог передать бразды правления своему сыну, ‘Абд ал-Малику (685 – 705), которому, однако, пришлось вести долгую и упорную борьбу. Ал-Мухтар удерживался в Куфе и Басре до 687 г., Ибн аз-Зубайр в Мекке – до 692 г., и только через несколько месяцев после его гибели марванидский полководец ал-Хаджжадж б. Йусуф, уроженец крупнейшего хиджазского оазиса Эт-Таиф, взял ее, вторично расстреляв Каабу. Хаваридж до 696 г. вели партизанскую войну в Фарсе и Ираке. И только подавив бунт Ибн ал-Аш‘аса в 700–702 гг., ‘Абд ал-Малик б. Марван обеспечил наследование халифского сана в своем роду.
Хилафа Умаййадов (в европейской историографии Нового времени – Дамасский халифат) сложилась на пространстве, объединенном арабскими завоеваниями, и унаследовала политическое устройство общины раннего ислама (умма) и «выборного халифата» («праведных халифов»). Постоянные вспышки недовольства населения происходили, преимущественно, под лозунгами оппозиционных течений ислама (суфрийа –восстание берберских племен, ши‘а – многочисленные мятежи ал-‘Алавийа др.). Главным оплотом династии служило Восточное Средиземноморье с Дамаском, который, однако, никогда не был постоянным местопребыванием «повелителя верующих», и Байт ал-Макдис, религиозное значение которого выдвинулось на первый план в противовес святыням Хиджаза, часто оказывавшимся в алидских руках. Внешнеполитическая экспансия с более или менее значимыми перерывами велась при обеих ветвях умаййадского дома по всем основным направлениям: североафриканскому и южноевропейскому (Магриб и ал-Андалус), западно- и центральноазиатскому (Табаристан и Джурджан). Шел длительный, но безуспешный джихад против Византии, с неоднократными осадами Константинополя.
Для управления громадной державой, имевшей пёстрый этнический состав и объединявшей области с разным уровнем экономического развития, учреждались наместничества (первоначально 9, затем 5), где военные, административные и судебные прерогативы принадлежали амирам, опиравшимся на сильные арабские гарнизоны; в некоторых случаях сбором налогов (мал) ведали особые чиновники (сахиб ал-харадж), а судопроизводством – кади. Восточная половина государства (Двуречье, Иран и Центральная Азия) чаще объединялась под властью могущественного наместника, пребывавшего в долине Тигра и Евфрата и выступавшего во многом как соправитель халифа. Этот пост занимали: при Суфйанидах – Зийад ибн Абихи («сын своего отца», т.е. незаконнорожденный, впоследствии признанный Му‘авией сводным братом и получивший отчество Ибн Аби Суфйан, 669 – 73) и его сын ‘Убайдаллах (673 – 684), при Марванидах – ал-Хаджжадж (694–714).
Верховным собственником всех земель считалась умма, представляемая халифом. В его непосредственном управлении находились бывшие владения сасанидских шаханшахов и византийских императоров, иранской и греческой знати, погибшей или бежавшей от завоевателей, а также выморочные и конфискованные угодья. Этот земельный фонд (фай’) служил источником пожалований племенной и отчасти служилой верхушке – основной социальной опоре династии. Землевладельцы облагались поземельным налогом: мусульмане – ушром, ахл ал-китаб – более обременительным хараджем. Среди крестьян выделялись общинники и издольщики; рабовладение сохранялось только в сфере обслуживания и отчасти в войсках (невольничьи отряды городской стражи). Основывались новые города: Кайруан (ал-Кайраван), Рамла, Васит, Мансура, где, как и в др. центрах, процветали ремесла и торговля, которые оставались в руках ахл аз-зимма, также поставлявшего чиновников в государственный аппарат. С целью укрепления централизации и более строгого контроля над областями уже при Му‘авии была учреждена канцелярия с архивом (диван ал-хатам), восстановлена почтовая служба (диван ал-барид), прекратившая функционировать во время первых завоеваний, а также создано главное казнохранилище (байт ал-мал) в Дамаске, куда поступали обязательные отчисления с областей.
При ‘Абд ал-Малике и его сыне ал-Валиде (705 – 715), в окружение которых входила влиятельное семейство христиан (насара) Бану Мансур (членом его, в частности, был Иоанн Дамаскин), арабский язык утвердился в качестве государственного. Он вытеснил древнегреческий и среднеперсидский из официальных учреждений, на нем выполнялись легенды золотых динаров и серебряных дирхамов, которые чеканились с 695 г. в Дамаске как основа единой денежной системы, постепенно вытесняя прежние монеты из обращения. Фиксированные подати и дани, предусмотренные условиями договоров (‘ахд) с покорёнными народами и городами сменились налогообложением по платёжеспособности и рядом новых сборов. Усиление налогового гнёта (замена ушра хараджем) привело к ликвидации прежнего слоя землевладельцев и концентрации земельной собственности в руках мусульманской, преимущественно арабской, элиты. Уменьшение числа налогоплательщиков и разруха на селе приводили к резкому оскудению казны, а с переходом хараджных земель к новым хозяевам государство получало вместо хараджа ушр. Свою роль играла и прогрессирующая исламизация покоренных, которые, тем самым, избавлялись от джизйи. В этих условиях, для увеличения казенных поступлений ал-Хаджжадж с 700 г. прекратил освобождать новообращённых от джизйи и закрепил постоянный статус хараджных угодий. Особые отряды ловили землепашцев, покинувших свои селения, клеймили их и отправляли на прежнее место жительства. ‘Умар II б. ‘Абд ал-‘Азиз (717 – 720) без особого успеха пытался отменить эту систему, однако его преемник Йазид II б. ‘Абд ал-Малик (720 – 724) отказался от принятых им мер.
Наивысшего расцвета халифат Умаййадов достиг при Хишаме б. ‘Абд ал-Малике (724 – 743), чья смерть ознаменовала начало его упадка. В 740-е г., когда из-под халифского контроля вышли как Дальний (Западный) Магриб, так и значительная часть Иранского плато, заложниками кровопролитного противоборства калбитов и кайситов стали последние Умаййады – ал-Валид II б. Йазид (743 – 744; мусульманская хронистика изображает его зиндиком и фасиком приписывая ему открытое безбожие и святотатство), Йазид III б. ал-Валид (744; сочувствовавший ранним му‘тазила) и Ибрахим б. ал-Валид (744). Преодолеть тенденцию к распаду стремился лишь Марван II б. Мухаммад (744 – 750), который, однако, потерпел поражение от ал-‘Аббасийун, опиравшихся на арабо-персидские ополчения Хорасана. Вспыхнувшее в 747 г. восстание под руководством Абу Муслима увенчалось успехом. Один из немногих уцелевших Марванидов, ‘Абд ар-Рахман б. Му‘авийа (‘Абд ар-Рахман I, 756 – 788), бежал в ал-Андалус, где основал местную ветвь Умаййадов, которая правила в Кордове до 1029 – 31 гг. – сначала как амиры, а начиная с ‘Абд ар-Рахмана III (912 – 961), – как халифы, принимая, по аббасидскому образцу, тронные имена (с 929).
Умаййадская эпоха сыграла важную роль в формировании классической культуры арабов. Басра и Куфа сделались очагами арабского письменного языка, где жили грамматики Абу-л-Асвад ад-Ду’али (ум. 688), ал-Халил б. Ахмад (ум. 791) и его ученик Сибавайхи (ум. ок. 793). Ал-Хаджжаджу приписывается введение диакритических знаков в алфавите и огласовок, что позволило уточнить чтение Кур’ана, списки которого в его правление активно распространялись в восточной половине дар ал-ислам. В те же десятилетия зародились школы калама, в частности джабрийа, кадарийа, сифатийа, мурджи’а (некоторое время пользовавшихся расположением халифов), которые обсуждали вопросы зат и ас-сифат, а также ал-када ва-ал-кадар, складывались фикх и зухд (ал-Хасан ал-Басри). Возникло арабоязычное историописание (памятники известны только в позднейшей передаче), представленное полулегендарным ‘Убайдом б. Шарйей и его младшим современником Вахбом б. Мунаббихом (ум. 727). При дворе жили либо его покровительством пользовались поэты, в чьем творчестве слабо прослеживается влияние новой религии, но развивается, обогащаясь новыми мотивами, доисламская стихотворная традиция, произведения которой, невзирая на неодобрительное отношение к ней Мухаммада, продолжали собираться и записываться. Это панегиристы – ал-Ахтал (христианин, ок. 640 – 710), ал-Фараздак (ок. 641 – 728) и Джарир (ум. ок. 728) – и лирики – Джамил (ум. 701) и ‘Умар б. Аби Раби‘а (ум. ок. 712). Архитектура представлена мечетями – Куббат ас-Сахра (Иерусалим, конец VII в.), Умаййадов (Дамаск, 705 – 711), Сиди-‘Укба (Кайруан) – и дворцами Мшатта, Хирбат ал-Мафджар, Каср ал-Хайр, Кусайр-‘Амра (Сирия и Ливан, 700-е – 710-е; часто украшены орнаментом и изображениями халифа, танцовщиц, музыкантов и др.).
Лит.: Бартольд В. В. Эпоха Омейядов по новейшим исследованиям // Бартольд В. В. Сочинения. Т. VI. М., 1966; Надирадзе Л. И. Община на территории восточного халифата в VII – VIII вв. // Арабские страны. История. Экономика. М., 1966; Надирадзе Л. И. Проблема государственной собственности на землю в халифате в VII—VIII вв. // Арабские страны. М., 1970; Петрушевский И. П. К истории рабства в халифате VII—X вв. // Народы Азии и Африки (1971), № 3; Фильштинский И. М. Халифат под властью династии Омейядов (661–750). М., 2005; Hawting G. R. The First Dynasty of Islam. London, 2000; Lammens H. Etudes sur le siècle des Omayyades. Beyrouth, 1930; Van Vloten G. Recherches sur la domination arabe, le chiitisme et les croyances messianiques sous le khalifat des Omayades. Amsterdam, 1894; ал—Харбутли ‘А. Тарих ал-‘Ирак фи зилл ал-хукм ал-амави. Каир, 1959; Рави С. И. Ал-‘Ирак фи-л-‘аср ал-амави. Багдад, 1965.
Т.К. Кораев