ал-АС̣Х̣А̄Б (или ас-с̣ах̣а̄ба, мн. ч. от с̣а̄х̣иб — «сторонник»; по-русски ед. ч. употребляется обычно в форме асхаб, мн. ч.— асхабы) — сподвижники Мухаммада, люди, тесно общавшиеся с ним или принимавшие участие в его походах; позже так стали называть всех, кто видел Мухаммада хоть раз, даже будучи ребенком. Асхабы составляли ядро и самую стойкую часть первых мусульманских армий, начавших завоевания за пределами Аравии. Высший слой асхабов составляли мухаджиры и ансары: они оказывали влияние на избрание первых халифов, их назначали наместниками и полководцами высших рангов. Привилегированное положение асхабов в Халифате выражалось и в очень высоком жалованье (выплачивалось с 641 г.) — от 3 до 5 тыс. дирхамов в год, тогда как основная масса воинов получала лишь около 300 дирхамов. Общее число асхабов-мужчин при ‘Умаре I достигало, вероятно, 10 тысяч.
Особое значение асхабов в истории ислама определялось тем, что после смерти Мухаммада они оказались коллективным хранителем его учения, их рассказы о его словах и делах (хадисы) вместе с их личным примером и мнением составили сунну — важнейшую составную часть этико-правового учения ислама. Почтение к ним как к носителям сунны и сподвижникам Пророка привело впоследствии (к XI в.) к возникновению культа их могил и появлению сочинений о достоинствах асхабов. Шииты относились к ним как к пособникам узурпаторов, которые лишили ‘Али законной власти; впрочем, это не умаляло в их глазах авторитет хадисов, восходивших к асхабам.
Собирание хадисов и необходимость критического анализа иснадов привели в IX в. к появлению биографических словарей передатчиков хадисов, в которых почетное место заняли асхабы, а позднее и особых биографических словарей асхабов, крупнейший из них — ал-Исаба фи тамйиз ас-сахаба Ибн Хаджара ал-‘Аскалани (XV в.) — содержит более 12 тысяч имен лиц, упомянутых в какой-либо связи с Мухаммадом.
Лит-ра: Ибн Са‘д. Табакат, 3—8; Ибн ‘Абд ал-Барр. Китаб ал-исти‘аб фи ма‘рифат ал-асхаб. 1—2. Хайдарабад, 1318/[1901]; Ибн ал-Асир. Усд.
О.Г.Большаков