ал-АСМА̄’ ал-Х̣УСНА̄ («прекрасные имена») — имена-эпитеты, которыми Коран приказывает называть Аллаха: «У Аллаха прекрасные имена, зовите Его по ним и оставьте тех, кто раскольничает о Его именах» (7:180/179); «Призывайте Аллаха или призывайте Милосердного»; как бы вы ни звали, у Него самые лучшие имена» (17:110, см. также 20:8/7; 59:24). Имен этих — 99. Они занимают важное место в мусульманском богословии, т. к. наглядно описывают основные качества Аллаха. Опираясь на них, богословы средневековья обсуждали проблемы атрибутов Аллаха, вечности его свойств и признаков, иерархии его качеств. Им посвящались специальные главы всех основных богословских сочинений. Ал-Асма ал-Хусна являются элементом молитвы в мусульманском ритуале. Суфии широко используют эти имена в зикрах, рассматривая их как свод идеальных качеств божества и идеалов-ориентиров на пути человека к совершенству. Проявлением благочестия считается как можно чаще упоминать Аллаха и его имена. Их числу кратно количество бусин на стандартных мусульманских четках. Ал-Асма ал-Хусна используются в мусульманской магии как талисманы и в этом качестве попадают даже в немусульманские тексты (например, в концовку «Хождения — за три моря» Афанасия Никитина). В мусульманской богословской литературе имеется большое количество трактатов, толкующих имена Аллаха, их списки входят в большинство молитвенных сборников. Они являются элементом одной из наиболее распространенных моделей мусульманского имени: «раб Аллаха», например, ‘Абд ар-Рахман, ‘Абд ас-Самад и т. д.
В Коране содержится только краткий список «прекрасных имен Аллаха» (59:22—24): ар-Рахман, ар-Рахим, ал-Малик, ал-Куддус, ас-Салам, ал-Му’мин, ал-Мухаймин, ал-‘Азиз, ал-Джаббар, ал-Мутакаббир, ал-Халик, ал-Бари’, ал-Мусаввир.
Все другие имена восходят к встречающимся в разных местах Корана эпитетам Аллаха и образованы от связываемых с ним глаголов. Список в 99 имен возводится к хадису от Абу Хурайры, в котором Пророк называет цифру 99 и предрекает рай тем, кто повторяет имена Аллаха в молитвах.
Далее во многих сводах хадисов (но не во всех) следует список Ал-Асма ал-Хусна. Список этот скорее всего вторичен, да и сам хадис не производит впечатления современного Мухаммаду. Список, видимо, сложился около IX—X вв., но точных данных об этом нет.
Список от Абу Хурайры не является канонизацией 99 имен. Существует несколько вариантов списка Ал-Асма ал-Хусна. Согласно одному из них, имя Аллах входит в состав 99 имен. В этом случае качество единичности передается одним из двух терминов: ал-Ахад или ал-Вахид (первый чаще в сборниках хадисов и в быту, второй — в специальных сочинениях, например у ал-Газали и у ал-Иджи). Другой вариант содержит и ал-Ахад, и ал-Вахид, а Аллах в нем — сотое имя.
Ниже приводится список Ал-Асма ал-Хусна согласно ал-Газали и ал-Иджи: Аллах, ар-Рахман (Милостивый), ар-Рахим (Милосердный), ал-Малик (Царь), ал-Куддус (Священный), ас-Салам (Мирный), ал-Му’мин (Верный), ал-Мухаймин (Охраняющий), ал-‘Азиз (Могучий), ал-Джаббар (Могущественный), ал-Мутакаббир (Превосходящий), ал-Халик (Творец), ал-Бари’ — (Создатель), ал-Мусаввир (Образователь), ал-Гаффар (Прощающий), ал-Каххар (Господствующий), ал-Ваххаб (Дарующий), ар-Раззак (Дающий блага), ал-Фаттах (Победитель), ал-‘Алим (Знающий), ал-Кабид (Сжимающий), ал-Басит (Расстилающий), ал-Хафид (Унижающий), ар-Рафи‘ (Возвышающий), ал-Му‘изз (Дающий силу), ал-Музилл (Принижающий), ас-Сами‘ (Слышащий), ал-Басир (Видящий), ал-Хакам (Судья), ал-‘Адл (Справедливый), ал-Латиф (Добрый), ал-Хабир (Осведомленный), ал-Халим (Кроткий), ал-‘Азим (Великий), ал-Гафур (Всепрощающий), аш-Шакур (Благодарный), ал-‘Али (Высокий), ал-Кабир (Большой), ал-Хафиз (Хранящий), ал-Мукит (Распоряжающийся), ал-Хасиб (Считающий), ал-Джалил (Великий), ал-Карим (Щедрый), ар-Ракиб (Следящий), ал-Муджиб (Отзывчивый), ал-Васи‘ (Вездесущий), ал-Хаким (Мудрый), ал-Вадуд (Любящий), ал-Маджид (Славный), ал-Ба‘ис (Воскрешающий), аш-Шахид (Свидетель), ал-Хакк (Истина), ал-Вакил (Опекающий), ал-Кави (Сильный), ал-Матин (Прочный), ал-Вали (Друг), ал-Хамид (Славный), ал-Мухси (Учитывающий), ал-Мубди’ (Начинающий), ал-Му‘ид (Возвращающий), ал-Мухйи (Оживляющий), ал-Мумит (Умерщвляющий), ал-Хайй (Вечно живущий), ал-Каййум (Сущий), ал-Ваджид (Богатый), ал-Маджид (Благородный), ал-Ахад (Единственный), ас-Самад (Вечный), ал-Кадир (Могущий), ал-Муктадир (Всемогущий), ал-Мукаддим (Выдвигающий вперед), ал-Му’аххир (Отодвигающий), ал-Аввал (Первый), ал-Ахир (Последний), аз-Захир (Видимый), ал-Батин (Скрытый), ал-Вали (Правящий), ал-Мута‘али (Высочайший), ал-Барр (Благостный), ат-Тавваб (Приемлющий покаяние), ал-Мунтаким’ (Мстящий), ал-‘Афу (Прощающий), ар-Ра’уф (Мягкий), Малик ал-мулк (Царь царства), Зу-л-джалал ва-л-икрам (Обладатель величия и щедрости), ал-Муксит (Справедливый), ал-Джами‘ (Собирающий), ал-Гани (Богатый), ал-Мугни (Обогащающий), ал-Мани‘ (Защищающий), ад-Дарр (Вредящий), ан-Нафи‘ (Благоволящий), ан-Нур (Свет), ал-Хади (Ведущий верным путем), ал-Бади‘ (Изобретающий), ал-Баки (Вечный), ал-Варис (Наследник), ар-Рашид (Правильный), ас-Сабур (Терпеливый). (Переводы имен достаточно условны, т. к. существуют различные толкований нюансов значения каждого из них.)
В быту широко употребляются восходящие к Корану и к кораническим словам и корням имена Аллаха, отсутствующие в списке от Абу Хурайры. Это такие распространенные в молитвах и в составе теофорных имен Ал-Асма ал-Хусна, как Рабб (Господь), ал-Мун‘им (Дающий благополучие), ал-Му‘ти (Дающий), ас-Садик (Искренний), ас-Саттар (Оберегающий). В разных сборниках хадисов встречаются и иные списки, варьирующие некоторые из имен и включающие или исключающие из числа 99 имя Аллах.
Распространено (главным образом у суфиев) представление о главном, величайшем имени Бога (ал-исм ал-а‘зам), известном только пророкам. Оно якобы было произнесено в составе имен Аллаха в трех местах Корана — 2:255/256; 3:1; 20:111/110, т. е. является одним из четырех: Аллах, ал-Хайй, ал-Каййум, Хувва.
Среди Ал-Асма ал-Хусна выделяют категорию исм аз-зат, обозначающую божественную сущность (Аллах, Хувва), отличную от божественных свойств, которые обозначаются другими именами. Среди последних различаются категория исм джалали (означает свойства силы, могущества, власти — например, ал-Кабир, ал-Хаким) и категория исм джамали (означает свойства милосердия и сострадания — например, ар-Рахман, ар-Рахим, ас-Сами‘).
Лит-ра: ат-Табари. Тафсир, 28, 37; Китаб ал-максад ал-асна фи асма’ Аллах ал-хусна ли… ал-Газали. Каир, [б.г.]; ал-Байдави. Тафсир, 2, 326; ал-Джурджани. Шарх, 540—545; J. Moubarac. Les nomes, titres et attributes de Dieu dans le Coran et leurs correspondants en epigraphie sud-sémitique.— Le Museon. Louvain, 1955, 86; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 245—277; D. B. Macdonald. Allah.— El, 1, 3Г31; L. Gardet. Al-Asma’ al-Husna. — EI, NE, 1, 735—738.
М.Б.Пиотровский