ал-Газигумуки, ‘Абд ар-Рахман (Абдурахман Газикумухский) б. Джамал ад-дин (Джамалуддин) ал-Хусайни ал-Кибуди ал-Газигумуки ад-Дагистани (1837–1901) — известный дагестанский учёный, литератор, историограф народно-освободительного движения 20–50-х гг. XIX в. на Северо-Восточном Кавказе. Сын известного дагестанского муршида, шайха Джамал ад-дина Газикумухского (ум. в 1866 г.), брат жены Шамиля — Захиды (Захидат) и муж его старшей дочери Нафисы (Нафисат). Родился в сел. Газикумух (Газигумук, Гази-Кумух, Кази-Кумух, Кумух — одно из древнейших селений Дагестана, столица Казикумухского шамхалства, а затем Казикумухского ханства, один из крупнейших центров арабоязычной культуры, ныне административный центр Лакского р-на Республики Дагестан).
Отец ал-Г. занимал видное место в жизни дагестанского общества XIX в.: знаменитый религиозный деятель, второй шайх суфийского братства (тарика) накшбандийа-халидийа в Дагестане, один из крупнейших мусульманских учёных эпохи Шамиля, авторитетный знаток арабоязычной литературной традиции на Кавказе, духовный наставник имама Шамиля, автор известного трактата по суфизму ал-Адаб ал-мардийа фи-т-тарика ан-накшбандийа.
Нисба «ал-Хусайни» означает, что свою родословную ал-Г. возводил к ал-Хусайну, внуку пророка Мухаммада, а «ал-Кибуди» происходит от названия квартала в Газикумухе. Идеей принадлежности рода к потомкам пророка Мухаммада объясняется и почётный титул саййид, который сопровождает имя ал-Г. на титульных листах его сочинений. Однако эта версия происхождения его родословной не подтверждается другим дагестанским историографом эпохи Шамиля — Мухаммад-Тахиром ал-Карахи.
В литературе называются разные даты рождения ал-Г., но наиболее убедительной представляется та, на которую указывает его отец, шайх Джамал ад-дин. Согласно записи, сделанной рукой отца на странице одной из арабских рукописей из его личной библиотеки, «дата рождения ‘Абд ар-Рахмана, сына Джамал ад-дина — ночь на воскресенье двадцать второго числа благословенного месяца Аллаха шавваль тысяча двести пятьдесят второго года» (т.е. 30 января 1837 г.).
О детских и юношеских годах ал-Г. практически нет сведений, но можно предположить, что он получил от отца основательное, традиционное для своего времени мусульманское образование. Его учителями были известные дагестанские учёные и преподаватели мадрас. Среди них он в одном из своих трудов упоминает «учёного-законоведа Алигалбаца из Куллы», «законоведа Мухаммада из Гортколо, кадийя Хунзахского», «Махмуд-дибира из Салты». Он называет также дагестанские селения, где проходил обучение (Могох, Гортколо, Тинди, Цельмес). Судя по всему, ал-Г., как это было принято на всём мусульманском Востоке, много путешествовал в поисках знаний из одного селения в другое, от одного учителя к другому, прошёл общепринятый курс религиозно-богословских и научных дисциплин, которые изучали в дагестанских мадрасах (Коран и «коранические науки», хадисы, грамматика арабского языка, мусульманское право, риторика, метрика, лексикография, логика, философия, этика, теория диспута, догматика, суфизм, литература и поэзия, математика, астрономия и др.). Об этом красноречиво свидетельствуют тексты его собственных сочинений, в которых он демонстрирует прекрасное владение классическим арабским языком и литературой, хорошее знакомство
с мусульманской исторической традицией, поэтический дар и талант учёного, философское мировоззрение в осмыслении происходящих событий, о которых он повествует.
Религиозность ал-Г., его образованность и склонность к занятиям литературой снискали ему расположение и любовь Шамиля, который доверил ему обязанности своего секретаря. Способности и благонамеренность ал-Г. привлекли к нему внимание и представителей официальных царских властей, считавших, что он мог быть «полезным даже для службы на Кавказе в качестве переводчика или состоять при местном управлении Темир-Хан-Шуры». Он довольно свободно мог говорить, писать и читать на русском языке, хорошо знал мусульманское право, обычаи дагестанских горцев.
Ал-Г. был активным сторонником и участником движения под руководством Шамиля. Он находился рядом с имамом в один из самых трагических периодов в истории народно-освободительного движения 20–50-х гг. XIX в. на Северо-Восточном Кавказе, когда в апреле 1859 г., в связи с массированным наступлением царских войск, после нескольких неудачных попыток отбить их атаки Шамиль был вынужден покинуть свою резиденцию в Новом Дарго (Дарго-Ведено) в Чечне и в поисках более безопасного и пригодного для обороны места направился в глубь Дагестана. В августе 1859 г. ал-Г. был участником героической обороны Гуниба, свидетелем пленения имама, принимал участие в переговорах с царским командованием. Он не покинул Шамиля и после его пленения и делил с ним все тяготы плена в Калуге, где и составил хронику, ставшую ценным источником по истории Шамиля, особенно в период его пребывания в России.
В Калуге ал-Г. продолжил традиционное мусульманское образование, главным образом под руководством Шамиля. Будучи, по мнению исследователей, «глубоко религиозным аристократом», в России он проявил большой интерес к наукам не только религиозным, но и светским. В России он получил возможность приобщиться к русской и европейской науке и культуре, познакомиться с новейшими научно-техническими достижениями того времени. Он был постоянным спутником пленного Шамиля, неизменно сопровождал его во всех мероприятиях, организованных в честь прославленного пленника, в многочисленных поездках по С.-Петербургу и его окрестностям, осматривал вместе с Шамилем многие достопримечательности, посещал различные культурно-бытовые объекты провинциальной Калуги. Одновременно он исполнял обязанности секретаря Шамиля, а фактически его историографа. «Калужский» период жизни Шамиля и остальных пленников в России подробно освещён им в историческом сочинении Хуласат ат-тафсил.
В Калуге ал-Г. прожил более шести лет вместе с женой Нафисат, братом ‘Абд ар-Рахимом и другими лицами, сопровождавшими Шамиля в Россию. Однако в 1866 г. он возвратился в Дагестан в связи с кончиной жены, которая была похоронена на её родине в сел. Гимры. Несколько позднее он переехал в Тифлис, где был зачислен в Дагестанскую постоянную милицию «с откомандированием в команду милиционеров Кавказского горского управления». В Тифлисе он провёл около пяти лет, там же в 1869 г. завершил ещё один крупный исторический труд — Китаб Тазкира («Книга воспоминаний»), подготовил к изданию упомянутый выше трактат по суфизму своего отца ал-Адаб ал-мардийа, снабдив его предисловием и послесловием от переписчика с кратким описанием основных вех жизнедеятельности отца. (Перевод этого сочинения выполнен Абдуллой Омаровым и издан в «Сборнике сведений о кавказских горцах» в 1869 г., арабский текст издавался дважды: в 1905 и 1908 гг.; литографическое издание 1905 г. переиздано с русским переводом в Англии в 1986 г.)
В 1871 г. ал-Г. был переведён в распоряжение начальника Дагестанской обл. (с назначением ему пенсии в 450 руб. в год) и возвратился в Темир-Хан-Шуру, затем в Газикумух, где в течение некоторого времени исполнял обязанности кадийя. Эту должность он занимал ещё в 1890–1891 гг. Год смерти ал-Г. точно не известен, но принято считать, что это имело место в 1318/1900 или 1901 г. Похоронен в Газикумухе.
Ал-Г. — автор нескольких сочинений. «Выдержки из записок Абдурахмана, сына Джемалэддинова о пребывании Шамиля в Ведене и о прочем», опубликованные в переводе А. Руновского в газете «Кавказ» (№ 72–76) в Тифлисе в 1862 г. и основанные, по мнению исследователей, на первоначальных набросках, впоследствии легли в основу двух главных трудов ал-Г. — Хуласат ат-тафсил и Китаб Тазкира.
Историческое сочинение Хуласат ат-тафсил ‘ан ахвал ал-имам Шамуил («Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля») посвящено последнему периоду деятельности Шамиля на Кавказе и обстоятельствам его жизни в качестве царского пленника в России. Это первое в дагестанской историографии сочинение историко-этнографического жанра, посвящённое освободител ьной борьбе народов Северо-Восточного Кавказа и судьбе её руководителя имама Шамиля. Оно было написано в Калуге в 1864-65 г. по инициативе пристава при Шамиле А.Руновского. Автограф сочинения хранится в ИВР РАН в С.-Петербурге (шифр А 710). Заслуга его открытия для науки принадлежит академику И.Ю.Крачковскому, который посвятил хронике обстоятельную статью и дал в ней текстологический и литературный анализ. Известно о существовании ещё трёх списков этого труда, один из них находится в Фонде восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН, два других — в частных коллекциях.
Сочинение композиционно разделено на две части. Первая (л. 1а–47б) освещает события последнего периода деятельности Шамиля на Кавказе, содержит краткое описание маршрута имама из Чечни в горы Дагестана при переходе его на Гуниб, рисует сложную внутриполитическую ситуацию в Имамате и раскол в окружении Шамиля. Главное внимание уделено укреплению Гуниба и его героической защите, штурму крепости, предпринятому царскими войсками, переговорам с царским командованием и пленению Шамиля. Сочинение написано прозой, однако «в более эмоциональных и конструктивно более важных местах» простая проза принимает характер рифмованной. Следуя арабской литературной традиции и откликаясь эмоционально на события, автор сопровождает своё повествование многочисленными стихами, в том числе и собственными, цитирует касиды, поэтические выдержки из произведений дагестанских авторов, исторические рассказы, пословицы и поговорки. Вторая часть (л. 48а–122б) сообщает о начале нового периода в жизни Шамиля и его ближайшего окружения, содержит подробное описание пребывания Шамиля в качестве почётного царского пленника в России. Автор делает плавный переход от военно-политической тематики к описанию бытовых сцен и событий общественной жизни, достопримечательностей С.-Петербурга и провинциального российского г. Калуги. Повествуя об увиденном, он проявляет особый интерес к различным научно-техническим достижениям: рассказывает о поездке в Кронштадт, где Шамиль осматривал военные корабли, о посещении Адмиралтейских верфей, Петропавловской крепости, Монетного двора, Зоологического сада, Обсерватории. Подробно описывает знаменитые фонтаны Петергофа и оригинальную гидротехническую систему — самотечный водовод, палаты дворцов и их внутреннее убранство, телеграф, железную дорогу из Москвы в Петербург, снабдив описание примитивным чертежом, паровоз, пароход, парад в Красном Селе, где происходит встреча Шамиля с императорской семьёй. Детально описаны дом в Калуге, где был поселён Шамиль с семьёй, а также различные общественные, культурно-бытовые и промышленные объекты (дворянское собрание, цирк, зоопарк, бумажная фабрика, сахарный и стекольный заводы).
И.Ю.Крачковский отмечал, что сочинение ал-Г. одинаково интересно «и для биографии Шамиля, и для бытовой картины России в начале 60-х годов». Значительный интерес оно представляет и как оригинальный памятник дагестанской литературы на арабском языке. Сочинение изобилует многочисленными поэтическими вставками и философскими отступлениями, размышлениями автора о различных аспектах человеческого бытия, затрагивает важные этические и морально-нравственные проблемы (о времени и об эпохе, о власти и управлении, о взаимоотношениях личности и общества, о судьбе и предопределении, о сложности и противоречивости человеческой натуры, о ложных и истинных ценностях).
Хуласат ат-тафсил содержит также богатый материал о системе специфических (диакритических) знаков, применяемых дагестанскими арабистами в интересах лаконичности и ясности текста.
Второй крупный историко-этнографический труд ал-Г., посвящённый Шамилю и его эпохе, наиболее значительный по объёму и содержанию, — Китаб тазкират саййид ‘Абд ар-Рахман б. устад шайх ат-тарика Джамал ад-дин ал-Хусайни фи байан ахвал ахали Дагестан ва-Чачан аллафаху ва-катабаху фи Тифлис фи санат 1285 («Книга воспоминаний саййида ‘Абд ар-Рахмана, сына наставника, шайха тариката Джамал ад-дина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни. Сочинено и написано в Тифлисе в 1285 г.») (1868-69 г.). Автограф сочинения хранится в Фонде восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН.
Как и Хуласат ат-тафсил, Китаб Тазкира состоит из двух основных частей, но, в отличие от первого, его неравные по объёму части подразделены на главы (фасл). Часть первая (гл. I–III) содержит ценный материал по истории ислама в Дагестане, включает биографические сведения о трёх имамах — Гази-Мухаммаде, Гамзат-беке и Шамиле, характеристику их деятельности, освещает взаимоотношения шари‘ата с обычно-правовыми нормами, борьбу за ликвидацию ханской власти. Вторая часть (гл. IV–XXI) — это единственный в своём роде историко-этнографический очерк о дагестанском обществе XIX в. Автор впервые обстоятельно описывает хозяйство, быт, географическое положение, климатические условия, традиции дагестанских селений, их отличительные черты, производственную деятельность жителей, рассказывает об иерархической структуре в Имамате, о принципах управления в наибствах, о налоговой и земельной политике, формировании армии, практике поощрений и наказаний, системе образования и науки, о многогранной деятельности Шамиля в административной, дипломатической, внешнеполитической сферах. Отдельная глава рассказывает о жизни и быте Шамиля, его семейства и ближайшего окружения в резиденции в Дарго (гл. XIX). Две последние главы (XX–XXI) посвящены военным событиям, предшествовавшим укреплению Гуниба и подготовке осажденных к его обороне, штурму крепости царскими войсками, подробностям переговоров с российским командованием и пленению Шамиля. «Книгу воспоминаний» ал-Г. можно считать своего рода энциклопедией по истории, этнографии и культуре народов Дагестана XIX в.
Третий труд ал-Г., Сукут Дагистан ва-Чачан би-йара’ āл ‘Усман фи санат 1294 («Падение Дагестана и Чечни вследствие подстрекательства Османов в 1294 г.»), — историко-литературный очерк, созданный в 1883 г. и посвящённый событиям 1877 г., связанным с крупномасштабными выступлениями в Дагестане и Чечне во 2-й половине 70-х гг. XIX в. Ал-Г. считал восстание инспирированным Османской империей, антинародным по своему характеру, осуждал его руководителей. Он описал события, в которых сам лично принимал участие, когда в качестве чиновника находился на службе у Российского государства. Автограф Сукут Дагистан ва-Чачан хранится в Рукописном фонде Института рукописей АН Грузии в Тбилиси. Текст сочинения опубликован с переводом на грузинский язык и с комментариями (Н.Г.Канчавели), а также на русский (С.М.Гусейханов, М.А.Мусаев).
К этим трудам ал-Г. следует добавить ещё один, который, по мнению исследователя М.Кемпера, также принадлежит Абдурахману Газикумухскому. Это сборник ‘адатов под названием Таварих ар-русум ад-дагистанийа, составленный в 1870 г. Сборник посвящён обычно-правовым нормам Дагестана.
Исторические труды эпохи Шамиля позволяют выделить XIX в. как особый этап в развитии дагестанской литературы на арабском языке, когда на смену отдельным небольшим хронографам, историческим записям, хроникам пришли крупные исторические сочинения, посвящённые наиболее важным проблемам эпохи, выдающимся личностям, связавшим свою деятельность с освободительным движением XIX в.
Лит-ра: Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний / Пер. с арабского М.-С.Саидова; ред. перевода, подготовка факсимильного изд., коммент., указатели А.Р.Шихсаидова и Х.А.Омарова; предисл. А.Р.Шихсаидова. Махачкала, 1997; Абдурахман ал-Газигумуки. Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля. Хуласат ат-тафсил ‘ан ахвал ал-имам Шамуил / Пер. с арабского, введ., коммент. и указ. Н.А.Тагировой. М., 2002; Дневник полковника Руновского, состоявшего приставом при Шамиле во время пребывания его в г. Калуге с 1859 по 1862 г. // АКАК. Т. 12, 1904; Дагестанский сборник. Вып. II. Темир-Хан-Шура, 1904; И.Ю.Крачковский. Арабская рукопись воспоминаний о Шамиле // Избр. соч. Т. VI. М.–Л., 1960; Н.Г.Канчавели. Падение Дагестана и Чечни вследствие подстрекательства османов в 1294 г. // Мравалтави. Историко-филологические разыскания. Т. 4. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); В.Г.Гаджиев. Абдурахман и его воспоминания // Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1976; Н.А.Тагирова. Сочинение Абдурахмана из Казикумуха «Хуласат ат-тафсил» // Источниковедение средневекового Дагестана. Махачкала, 1986; N.A.Tagirova und A.R.Šixsaidov. ‘Abdarrahman al-Gazigumuqi und seine Werke // Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the Early 20th Centuries. Berlin, 1996; Абдурахман из Газикумуха. Падение Дагестана и Чечни вследствие подстрекательства османов в 1877 году / Предисл., текст, пер., коммент. С.М.Гусейханова, М.А.Мусаева // Дагестанский востоковедческий сборник. Вып. I. Махачкала, 2008; Н.А.Тагирова. Шамиль в России (глазами историографа Шамиля Абдурахмана Газикумухского) // Дагестанские святыни. Кн. 2. Махачкала, 2008; М.Кемпер. Арабоязычная этнография адата по русскому заказу? // Дагестанские святыни. Кн. 3. Махачкала, 2013; Н.А.Тагирова. Абдурахман Газикумухский: биографический очерк (к 180-летию со дня рождения) // Вестник ДНЦ РАН. № 60. Махачкала, 2016; она же. Абдурахман ал-Газигумуки о последнем периоде деятельности Шамиля на Кавказе: переход на Гуниб // Вестник ДНЦ РАН. № 62. Махачкала, 2016.
Н.А.Тагирова