ал-МА‘А̄Д («возвращение») — будущая жизнь, жизнь после конца света (в некоторых аспектах синоним — ал-ахира). Понятие ал-М. включает в себя конец света (ас-са‘а), воскресение умерших (ал-кийама), суд Аллаха над людьми (йаум ад-дин, ас-су’ал), поселение людей в аду (джаханнам) и раю (ал-джанна). Представление об ал-М.— один из главных догматов ислама.
Согласно наиболее распространенным среди мусульман представлениям, концу света предшествует появление ад-Даджжала, победа на земле сил зла, появление с востока йаджуджа и маджуджа, выход из земли некоего говорящего зверя, появление над землей столбов дыма, восход солнца с запада. Затем ‘Иса и ал-Махди победят ад-Даджжала, на земле воцарится справедливость, а потом наступит ас-са‘а (час), йаум’ ал-кийама (день восстания из мертвых), йаум ад-дин (день суда), йаум ал-хисаб (день подсчета) и т. д. Исрафил затрубит в трубу, звезды упадут с неба, моря переполнятся, горы сдвинутся с места, и все люди умрут. По второму гласу трубы все, кто когда-либо жил на земле, оживут и соберутся в одном месте (ал-махшар). Затем они долго будут стоять перед Аллахом (ал-маукиф), мучительно истекая потом (ал-‘арак). Аллах станет допрашивать людей (ас-су’ал) об их поступках, ангелы принесут книги, в которых записаны все добрые и злые дела людей. Потом грехи и добрые дела будут взвешены на весах (ал-мавазин).
Около большого водоема (ал-хауд) людей встретит Мухаммад, который заступится (аш-шафа‘а) перед Аллахом за некоторых верующих, совершивших незначительные прегрешения. Поэтому для некоторых грешников ад может быть невечен, а некоторым предстоит, перед тем как попасть в рай, ждать у его входа. Все люди должны будут пройти по узкому, как волос, мосту (ас-сират), протянутому над адом; грешники упадут с него вниз, а праведники беспрепятственно пройдут до райских садов.
Воскресение и суд были одной из главных тем проповеди Мухаммада, их описанию посвящены многие самые эмоциональные суры Корана (например, 69, 75, 81—84, 94—101-я и т. д.). Функция судьи людей — одна из главных в образе Аллаха. Идея воскресения мертвых по воле Аллаха вызывала сильное сопротивление у слушателей Мухаммада. Ему приходилось многократно и долго ее отстаивать, хотя у мекканцев и бытовало древнее семитское представление о продолжении жизни в могиле, повлиявшее потом на мусульманское представление о смерти.
Коран упоминает многие детали событий конца света, которые легли потом в основу мусульманской картины будущей жизни: звуки трубы, стояние людей перед Аллахом, весы, сведение счетов бога с человеком, книги с записями деяний людей; в Коране говорится о дыме, предвещающем суд, о выходящем из земли звере, о том, что йаджудж и маджудж разрушат стену, возведенную против них Зу-л-Карнайном. Там, однако, нет речи об ад-Даджжале, о водоеме Мухаммада. Ас-Сират означает в Коране правильный путь или путь в ад, но не имеет того конкретного значения, которое он приобрел в более поздних преданиях.
Картина суда и воскресения была детализирована в хадисах в VIII—IX вв. и систематизирована в трудах богословов XI—XII вв. В средневековой мусульманской литературе получили широкое распространение образцы «популярного» богословия— просто написанные книги о Судном дне, красочно описывающие его и предшествующие ему беды и несчастья (фитан ва малахим). Му‘тазилиты боролись с излишне конкретными представлениями об ал-М., в частности с заимствованными из народных верований концепциями наказания в могиле (‘азаб ал-кабр) и заступничества Мухаммеда, не имевших, по их мнению, основания в тексте Корана.
С идеей заступничества связано появление представления о невечности ада для мусульман, о существовании «чистилища». Возможность различных наказаний породила в фикхе сложную градацию грехов, совершаемых мусульманами, и иерархию наказаний за них в этой и в будущей жизни.
Образ суда Аллаха над людьми вызывал к жизни вопросы о справедливости и милосердии Аллаха. Таким образом, он связан с одной из главных проблем мусульманского богословия — проблемой предопределения. В богословской литературе IX—XII вв. шли споры о том, как надо понимать идею воскресения людей — возвращение нетленных душ, новое творение из ничего, оживление тленного тела? Философы допускали аллегорическое и метафорическое толкование эпизодов Судного дня, однако распространенной была и остается конкретная картина будущих событий, служившая важным пропагандистским средством устрашения верующих. Образы Судного дня широко использовались в суфийской литературе.
В ‘Ака’ид ан-Насафи, стандартном своде суннитских догм (XII в.), главными и признанными элементами мусульманского эсхатологического учения названы: ал-ба‘с (воскресение), вазн (взвешивание грехов), китаб (книга с записями поступков), ас-су’ал (допрос), ал-хауд (водоем Мухаммада), ас-сират (мост над адом), джаханнам, ал-джанна (ад и рай). Признаки наступающего Часа: появление ад-Даджжала, зверя из земли, йаджуджа и маджуджа, возвращение ‘Исы, восход солнца с запада.
В целом концепция ал-М. объединяет ислам с другими монотеистическими религиями. Изначально он воспринял многие эсхатологические образы из иудаизма, христианства и зороастризма. Послекораническое развитие во многом выражалось во включении в сложившийся образ многих деталей народных верований как арабов, так и других народов, принявших ислам.
Лит-ра: ad-Dourra al-Fakhira, la perle precieuse de Ghazali. Traite d’eschatologie musulmane… avec une trad. française par Lucien Gautier. Genève-Bâle-Lyon, 1878; он же. Ихйа’, 4, 408—491; ан-Насафи. ‘Ака’ид. 30, 34; ал-Джурджани. Шарх, 579—593; М. Asin. La escatologia musulmana en la Divina Comedia. Madrid, 1919; D. S. Attema. De Mohammedaansche opvattingen omtrent het tijdstip van den Jongsten Dag en zijn voortekenen. Amsterdam, 1942; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 414—447; Beltz. Sehnsucht, 183 — 190; R. Arnaldez. Ma‘ad.— EI, NE, 5, 892—894.
М.Б.Пиотровский