ал-Х̣АШАВӢЙА (или ахл ал-х̣ашв) — хашвиты (или хашавиты), прозвище мусульманских традиционалистов, проповедовавших антропоморфические взгляды. А. ал-Х. обозначает тех, кто «наполняет», «начиняет» свою речь подлинными или апокрифическими хадисами. В VIII в. название А. ал-Х. закрепилось за теми «сторонниками предания» (асхаб ал-хадис), которые допускали антропоморфические выражения, признавали вечность Корана и божественное предопределение. Среди ранних X., известных антропоморфическими взглядами, источники упоминают Кахмаса б. ал-Хасана ал-Басри (ум. в Басре в 766 г.), Ахмада ал-Худжайми, Мудара б. Халида ал-Куфи и др. Имамитский богослов ан-Наубахти (ум. в начале X в.), характеризуя одну из категорий мурджиитов, называет их А. ал-Х. и причисляет к ним известных мухаддисов и факихов: Суфйана ас- Саури (ум. в Басре в 777-78 г.), Малика б. Анаса (ум. в Медине в 795 г.), аш-Шафи‘и (ум. в Фустате в 820 г.) и др. Му‘тазилитский доксограф ан-Наши’ ал-Акбар (ум. в 906 г.), излагая учения X. об имамате, подразделил их на четыре школы: куфийскую, басрийско-васитскую и две багдадские — джаузитов и валидитов (=хусайнитов). Куфийские X. отдавали предпочтение ‘Али перед ‘Усманом, не решаясь в то же время судить о том, кто из сподвижников Мухаммада, претендовавших на имамат, был прав. К куфийской школе X. автор относил таких известных мухаддисов, как Ваки‘ б. ал-Джаррах (ум. в 812 г.), ал-Фадл б. Дукайн (ум. в 834 г.), аш-Шафи‘и и др. Басрийско-васитские X., наоборот, отдавали предпочтение ‘Усману перед ‘Али. К ним отнесены Хаммад б. Салама (ум. в 763 г.), Йахйа б. Са‘ид ал-Каттан (ум. в 813 г.) и др. Одна из багдадских школ X. — джаузиты, последователи «имама хашвитов» Исма‘ила ал-Джаузи (ум., вероятно, после 815 г.), отвергавшие имамат ‘Али, который, по их мнению, принес смуту. Среди них: Йахйа б. Ма‘ин (ум. в 847 г.), Зухайр б. Харб ан-Наса’и (ум. в 848 г.), Ахмад б. Ханбал (ум. в 855 г.). Другая багдадская школа X.— валидиты — признавала иджтихад в борьбе за власть между последователями первоначального ислама и считала всех их правыми.
В полемической литературе А. ал-Х. часто употреблялось как оскорбительное прозвище: люди, говорящие необдуманно, опрометчиво, позволяющие вольное и демагогическое истолкование высказываний и поступков пророка Мухаммада.
Лит-ра: ан-Наши’ ал-Акбар. Маса’ил ал-имама, 65—67; ан-Наубахти. Шиитские секты, указ.; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 84, 92, 100.
С.М.Прозоров